РЕФОРМА ПУБЛИЧНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ В УКРАИНЕ

РЕФОРМА ПУБЛИЧНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ В УКРАИНЕ

РЕФОРМА ПУБЛИЧНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ В УКРАИНЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Реформа публичной администрации в Украине

1. Государство в новой роли

2. Этапы большого пути

Выводы и рекомендации

Использованы источники

ВВЕДЕНИЕ

Тема контрольной работы «Реформа публичной администрации в Украине».

В работе проанализировано состояние разработки и осуществления административной реформы, которая в условиях смены роли государства на глобальном уровне вместе с комплексной системой административной регуляции должна служить ключевым фактором гармонизации функций органов власти, без чего невозможно разработать национальную стратегию социально-экономического развития и внедрить механизмы ее реализации.

Широкая дискуссия, которая проходит сейчас в Украине, о новой парадигме развития нашего государства в XXI в. затрагивает многие проблемы, в том числе необходимости коренным образом реорганизовать работу органов власти, причем одновременно по горизонтали и вертикали. Имеются в виду административная реформа и разработанная на ее основе целостная система административного регулирования. Уже сам факт научной дискуссии о выборе пути для страны, отсчет независимости которой начался 19 лет тому назад, свидетельствует, что институциональные структуры, призванные определять стратегию и приоритеты государственной политики и влиять на ход их реализации, у нас функционировали неэффективно. Именно в тесном переплетении административной реформы и системы административного регулирования можно создать мощные механизмы для воплощения стратегии на эмпирическом уровне, изменять функции органов власти, выявлять результативность их работы, вносить в стратегические документы, в зависимости от конкретных социогуманитарных и социально-экономических тенденций, требуемые коррективы.

1. Государство в новой роли

Характер административной реформы теснейшим образом связан с осознанием новой роли государства в изменившемся мире и месте Украины в нем. Сложившаяся в последние десятилетия модель международно-политического и экономического устройства оказывает решающее влияние на суверенитет каждой страны, на выбор ею разнообразных средств государственного регулирования, включая институциональные.

Если вспомнить потрясения недавней истории, то и Великая депрессия 1929-1933 гг. в США, и Вторая мировая война имели своими следствиями усиление государственного управления экономикой, чего, естественно, можно было достигнуть только благодаря созданию институциональных органов, которые оказывали целенаправленное воздействие на сферы социально-экономических и производственных отношений.

О необходимости дерегулирования заговорили в Западной Европе и США в 70-е годы, объясняя провалы в экономике именно чрезмерным вмешательством государства. С тех пор мнение о том, что государство - это помеха на пути прогресса, что его роль нужно свести практически к нулю, было догматизировано как абсолютная истина, не подлежащая критике.

Кардинальные сдвига в конце XX ст. в технико-экономическом базисе многих государств и вступление развитых стран в постиндустриальную стадию, охват все больших территорий планеты глобализационными процессами не могли не сказаться на формах и методах государственного регулирования экономики. Следует также учесть, что в глобализированном мире действия правительства любой страны непосредственно зависят от поведения соседей по планете, от решений международных организаций. Степень свободы снижается, одновременно возрастает необходимость унифицировать, гармонизировать и согласовывать регулятивные функции между странами. И эти новые - глобализационные аспекты обязательно должны приниматься во внимание при определении стратегии административной реформы и разработке механизмов ее воплощения в жизнь.

Некоторые исследователи высказывают мнение, что экономическая глобализация означает конец национального государства как суверенного субъекта на международном поле и как института монопольной власти в пределах собственной страны. Есть и другие мнения, а именно, что глобализация не умаляет роли национального государства ни внутри стран, ни на международной арене. Сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, доктор экономических наук Ю. Шишков отмечает, что к фундаментальным характеристикам процесса глобализации принадлежат размывание и ослабление регулятивных функций национального государства и переход этой традиционной организации мирового социума в новую форму. Очевидно, что она касается регулирования общественных и экономических отношений на наднациональном уровне, но при этом каждая страна должна отстаивать свою национальную безопасность и собственные государственные интересы.

К переосмыслению роли государства привел и мировой экономический кризис, который показал, что действующая модель глобального регулирования валютно-финансовой сферы силами МВФ, "Большой семерки" и "Двадцатки министров финансов" оказалась неэффективной. По оценке ученых, кризис усилил годами нараставшую разбалансированность финансовых потоков, затронув и страны с дефицитом платежных балансов (его стало труднее перекрывать), и страны с их профицитом (где кризис вызвал сокращение экспортных возможностей). По мнению Д. Коэна, члена Совета по экономическому анализу при премьер-министре Франции, мы наблюдаем сейчас не "кризис XX века, заблудившийся в веке XXI", а первый кризис глобализации, предпосылки к которому формировались в 80-х годах, когда "финансовая революция поставила над предприятиями Биржу", создав тем самым новый стиль управления. Характер работы фирм как хозяйственных субъектов изменился по сравнению с 50-60-ми годами XX ст.: во главу угла была поставлена сиюминутная выгода - "бонус правит бал". Эти выводы приложимы и к оценке ситуации в Украине. У нас по-прежнему признается самым важным сектором экономики финансово-банковский, в то время как производственная сфера, которая создает материальные блага, продолжает находиться в забвении.

В последнее время появляются новые факторы, требующие государственного влияния. К ним можно отнести стремительное расширение монополий, деятельность которых вступает в противоречие с принципами справедливой конкуренции; широкое поглощение внутреннего рынка иностранными компаниями и вытеснение национальных производителей; превращение производственной сферы страны в сырьевой придаток, моральный и физический износ основного капитала. Кроме того, государственного участия требует создание новой инфраструктуры общенационального значения, — речь идет о транспортных магистралях, водоснабжении, энергообеспечении, телекоммуникациях, поддержке сферы образования и медицины, об "экономике знаний" и т. п. Не менее важным объектом государственного регулирования должны оставаться инновационно-инвестиционная, бюджетная, налоговая и монетарно-валютная системы. Сегодня каждая страна, будучи высокоинтегрированной в международное движение капитала и ценных бумаг, ощущает на себе любые колебания этого рынка. Под государственным надзором должны находиться распределение доходов, миграция трудовых ресурсов, процессы капиталообразования, каналы движения финансовых ресурсов (а особенно их утечка с целью бесконтрольного присвоения).

Вполне очевидно, что необходимость усилить лояльное государственное вмешательство продиктована внешними факторами, и это требует тесного взаимодействия регулятивных институтов, существующих внутри страны, с аналогичными институтами других стран для выработки совместной стратегической позиции.

Сейчас в мире идут два разнонаправленных процесса: с одной стороны, усиливается вмешательство государства в определенные сферы социально-экономической жизни общества, а с другой — сужается объем его функций, те или иные полномочия автоматически переходят к межгосударственным регулятивным структурам.А поскольку поле деятельности каждого государства в своей собственной стране постепенно сужается, постольку должно расширяться его международное участие в выработке стратегий на глобальном уровне. Это имеет непосредственное отношение к системе административного регулирования, объектом которого являются цели развития государства, стратегии прогресса страны, функции управления и полномочия органов власти в проведении внутренней и внешней политики с целью защиты национальных интересов.