Ансамбль древнего Казанского Кремля
Ансамбль древнего Казанского Кремля
ПЛАН.
Введение 3
1. Архитектурный ансамбль древнего Кремля . 5
1.1. Кремль . 5
1.2. Спасская башня . 6
1.3. Тайницкая башня 8
1.4. Башня Сююмбеки 9
1.5. Благовещенский собор . 18
2. Влияние на архитектуру Казани русской и татарской культур 19
Заключение 22
Литература . 23
Удивительную власть имеют над человеком архитектурные памятники прошлого. Уже самим фактом существования на том месте, где были созданы, они утверждают убедительность и достоверность исторических событий, связывают воедино века прошедшие с сегодняшним днем. Безмолвные свидетели прошлого, они — яркие письмена каменной летописи нашей Родины.
Не потому ли так много говорят сердцу сооружения Казанского кремля? Не потому ли идет о них слава, как об одном из замечательных архитектурных ансамблей Поволжья?
Живописно, широко и раздольно раскинулся Казанский кремль на высоком холме, с двух сторон окруженном водой. Издалека видны его белые стены, башни, церкви. Вещественным символом Казани вонзается в небо краснокирпичная башня Сююмбеки.
История архитектуры Татарии до настоящего времени остается одной из мало исследованных областей науки. Особенно, это касается памятников рядовой городской застройки XVIII - начала XX b.
В результате многочисленных войн были разрушены практически все архитектурные сооружения Булгарии и Казанского ханства. До нас дошли лишь самые скудные сведения о монументальных средневековых постройках и немногочисленные руины, которые и до настоящего времени не изучены в достаточной степени специалистами. Все это не позволяло исследователям зодчества уверенно судить о чертах культовой архитектуры средневекового Поволжья и связно представить себе этапы развития на протяжении последних пяти веков.
Целью данной работы является анализ архитектуры древнего кремля города Казани.
Перед нами ставятся следующие задачи:
- дать краткое описание казанскому кремлю;
- дать описание башням кремля: Спасской, Тайницкой, Башне Сююмбеки;
- дать описание Благовещенскому собору;
- выявить влияние различных культур на архитектуру Казани.
В данной работе мы использовали литературу по данной тематике. Интересна книга Бобченко Т. Казань. Здесь дается краткое описание не только Кремля, но и всех основных достопримечательностей Казани: мечети, университет, пощади Казани, а также подробно изложена Казань литературная.
В книге Халитова Н. Х. Памятники архитектуры Казани XVIII- начала XIX в. рассказано о традициях татарской и русской архитектуры и их взаимосвязи. Проанализированы архитектурно-планировочные особенности культовых зданий города. Рассмотрено влияние бытового уклада, социальных процессов и исторических событий на формирование архитектуры Казани. Выявлены национальные и интернациональные особенности.
В книге Ханзафарова Н. Г. Символы Татарстана (мифы и реальность) подробно автор остановился на башне Сююмбеки. Здесь описывается история возникновения башни, автор предлагает несколько вариантов раскопок.
Побывав в кремле, мы несомненно испытаем эстетическое воздействие его величественной и строгой архитектуры. Кремлевский холм — колыбель Казани. Отсюда начинался ее рост, отсюда она шагнула далеко вширь1.
В начале XVI века кремль был примерно вдвое меньше современного и лежал в северной части холма. Стены до девяти метров толщиной опоясывали крепость, а в 1530 года и примыкающий к ней посад. Рубились они из цельных дубовых бревен, с заполнением из утрамбованной глины и камня. “Град же Казань тверд бяше паче меры, подобен каменной горе, стена дубовая рубленая и в целых древесах, а в городне сыпан ил да хрящ”,— говорится в “Казанской истории” — сочинении XVI века. Въездные башни — их было четыре — также были дубовыми, рублеными.
Внутри кремля возвышался богатый ханский дворец, пять каменных мечетей гробницы-усыпальницы. Главная мечеть Кул-Шериф была украшена 8 высокими и многоярусными минаретами. Здесь же — деревянные дома татарской знати, караульные помещения, службы. Сохранилось описание ханской Казани, сделанное князем Курбским: “А от тое реки (от Казанки), около места ров копан, зело глубокий, аж до озера Поганого, еже лежит подле самую Казань реку; а от Казань реки гора так высока, иже оком возрити прикро; на ней же град стоит и палаты царские и мечети зело высокие, мурованные (каменные), иде же их умершие цари клались числом памятимися пять их”.
Четырехугольные в плане мечети, перекрытые куполами, минареты, орнаментированные сложной вязью узоров,— все эти сооружения украшали кремль.
Деревянные стены и башни старого кремля в значительной степени были разрушены при штурме города в 1552 году. Иван Грозный, отлично понимая выгодность расположения Казани и ее значение для охраны Восточных границ Руси, решил заново отстроить кремль, сделать его неприступной крепостью.
"Строили казанскую каменную крепость знаменитые псковские мастера — лучшие зодчие и строители того времени. Имя Постника Яковлева, выдающегося архитектора XVI века, прославлено постройкой знаменитого собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве, Успенского собора в Свияжске, Благовещенского собора в Казанском кремле1.
Весной 1556 года началось строительство. Территория кремля была увеличена на 120 метров в длину, общая же планировка не изменилась. Строительный материал был недалеко —"белый известняк выламывался на противоположном берегу Волги. Первоначально из прочного волжского камня соорудили только часть стен — южный участок со Спасской башней в центре и северный, примыкающий к Тайницким воротам. Остальные стены долгое время оставались деревянными, дубовыми, и только в XVII веке были заменены кирпичными.
Стены кремля представляют собой довольно сложное военно-инженерное сооружение. В сочетании с башнями и рвами они надежно служили целям защиты. Толщина их местами равна шести метрам. В нижней части стен, с внутренней стороны раньше были устроены ниши-стрельницы с бойницами для пушек и специальные камеры, в которых хранились пopox, ядра, бочки со смолой, песок и груды камней.
Важную роль в системе оборонных сооружений кремля играли башни. В XVII веке их было 13. До наших дней сохранилось 8 башен, 5 из них когда-то имели ворота, ведущие в кремль. В настоящее время есть только две проездные башни — Спасская и Тайницкая. Их архитектурно-художественный облик что костью подчинен функциональному назначению: массивность, монументальность, строгость линий, почти полное отсутствие декорировки более всего отвечают военно-крепостным сооружениям1.
Наибольший интерес в художественном отношении представляет, несомненно, Спасская башня. Первоначально она была двухъярусной постройкой почти кубической формы. Стены ее, возведенные из известняка, были перекрыты деревянной крышей с небольшой дозорной вышкой на ней. Над проездными воротами в специальной нише выставлялась икона с изображением Христа-Спасителя. Отсюда и возникло ее название.
В XVII веке башня была надстроена. Два яруса искусно найденных в пропорциях восьмериков и шатровые покрытия придали ей нарядный ряд. Высота башни. 44 метра. Чтобы затруднить доступ в кремль, башня имела не сквозной, как сейчас, а коленчатый проезд. Двойной ряд крепких дубовых ворот, окованных железом, дополнялся железной решеткой, опускавшейся сверху в случае опасности. До сих пор сохранились штыри от ворот и пазы в стенах, по которым ходила решетка. Проходившая по верху второго яруса площадка и два ряда бойниц в стенах позволяли надежно оборонять башню.
Нижние ярусы башни не имеют почти никаких украшении, а верхние, построенные в то время, когда башня уже начала утрачивать свое военно-оборонительное значение, несут обильный декор. Здесь и пилястры, украшающие углы нижнего восьмерика, и четырех угольные впадинки на парапете второго яруса и так называемый поребрик, и, наконец, фронтончики, оформляющие верхний ярус.