Логика (полный курс)
Логика (полный курс)
стр.
Введение 5
Тема I. Предмет и задачи логики.
Тема II. Логика и язык.
Тема III. Понятие.
Тема IV. Суждение.
Тема V. Умозаключение.
Тема VI. Логические основы аргументации.
Тема VII. Законы логики.
Литература
Вопросы для подготовки к экзамену (зачету)
Тесты
Предлагаемое пособие представляет собой сжатое учебно-методическое изложение общего курса логики, по основным разделам и темам. Оно может быть использовано для самостоятельного освоения учебного курса, отработки алгоритмов правильного мышления, получения выводных знаний и тренинга навыков убеждающего воздействия.
Логика, одна из древнейших наук, возникла в проблемном поле философии более 2300 лет назад, и в трудах древнегреческого философа Аристотеля впервые показала как должно совершаться мышление, чтобы была достигнута истина, каким правилам мышление при этом должно подчиниться основная задача, которая стоит перед студентами при изучении курса логики, научиться сознательно применять законы и формы мышления, усвоить основные принципы правильного логического мышления – определенность, последовательность, доказательность; приобрести навыки и умения, требующие точности мышления, обоснованности и убедительности выводов.
С учетом изложенного предлагается следующая структура учебного курса логики, рассчитанная на 36 часов в соответствии с Госстандартом (20 часов лекций и 16 часов практических занятий).
Тема I. Предмет и задачи логики.
Тема II. Логика и язык.
Тема III. Понятие.
Тема IV. Суждение.
Тема V. Умозаключение.
Тема VI. Логические основы аргументации.
Тема VII. Законы логики.
Базовая учебная литература к курсу:
1. В.И.Кириллов, А.А.Старченко. Логика.- М.: 1996г., М.: 1987.
2. А.П.Бойко. Логика.- М.: 1994.
3. Е.Б.Кузина. Практическая логика.- М.: 1996.
Дополнительная литература:
4. В.Малахов. Логика предпринимателя. М.: 1992.
5. Е.В.Сарычев. Лекции по логике. М.: 1994.
6. С.А.Солодухин. Логика для юристов.- М.: 1998г.
7. А.Д.Гапманова. Учебник по логике.- М.: 1994.
8. Г.И.Челпанов. Учебник по логике.- М.: 1994.
9. Логический словарь ДЕГОРТ.- М.: 1994.
10. Краткий словарь по логике.- М.: 1991.
Тема I . Предмет и задачи логики.
Мышление как предмет изучения логики. Ступени процесса познания: чувственное познание и абстрактное мышление. Особенности абстрактного мышления, 3 его основные формы: понятие, суждение, умозаключение. Роль языка в познании.
Логика как наука о законах и формах правильного мышления. Понятие логической формы. Конкретное содержание и логическая структура мысли. Понятие логического закона. Истинность мысли и правильность рассуждений по форме. Основные черты правильного рассуждения: определенность, непротиворечивость, последовательность и доказательность.
При изучении этой темы следует обратить внимание на то, что выделению логики как особой ветви знания способствовали два обстоятельства:
1) еще в древности люди знали, что достоверность выводных знаний зависит не только от истинности исходных посылок, но и от способа их соединения;
2) чтобы убеждать, надо не только хорошо говорить, но и владеть различными приемами построения умозаключений и доказательств.
Поэтому логика использовалась теоретически и практически в повседневной интеллектуально – речевой деятельности и вошла в программу европейских университетов в составе так называемого тривиума – первой ступени высшего образования, куда, кроме логики, входили грамматика и риторика.
Особый акцент в теме I должен быть сделан на формирование совокупности умений такого рода, которые называются логической культурой личности и которые определяются врожденным потенциалом индивида, окружающей социальной средой и определенной логосферой.
Для решения поставленных в теме I задач следует овладеть такими узловыми понятиями, как логика, наука, закон и форма мышления, чувственное и рациональное познание и воспользоваться рекомендованной учебной и методической литературой: стр. 3 – 10, 13 – 19.
Вопросы для самопроверки и повторения темы I.
1. Что изучает логика?
2. Что представляет собой чувственное познание и каковы его основные формы?
3. Что такое абстрактное мышление, какова его роль в познании.
4. Что такое логическая культура личности?
5. Почему необходимо изучать логику?
Тема II. Логика и язык
Язык как информационная знаковая система. Функции языка. Языки естественные и искусственные.
Понятие знака. Общая характеристика и виды знаков, предметное и смысловое значение языковых выражений. Основные семантические аспекты языка: синтаксис, семантика, прагматика.
Семантическая категория языка: дескриптивные и логические термины. Дескриптические (описательные) термины: имена предметов, выражения, обозначающие свойства и отношения, предложения. Логически термины: логические связки, кванторы.
Функциональный метод анализа языка. Понятие функций и функтора. Употребление переменных в логике, предметные, предикатные и пропозиционные переменные. Понятие пропозиционной (высказывательной) функции.
Искусственные языки науки логики. Понятие о языке логики высказываний. Понятие о языке логики предикатов.
Основная цель при осмыслении темы II – освоение языка логики предикатов, которая отражает и следует за смысловыми характеристиками естественного языка. Для этого рекомендуется алфавит языка логики предикатов оформить в виде следующей таблицы
Символ |
Способ употребления |
Название |
Как читается | |
|
· |
pq |
Конъюнкция |
p и q |
v |
pvq |
Дизъюнкция слабая или не исключающая |
p или q | |
|
pvq |
Дизъюнкция сильная или исключающая |
либо p, либо q | |
|
p q |
Импликация |
если p, то q | |
|
p q |
Эквиваленция, тождество |
p тогда и только тогда, когда q | |
|
p |
Отрицание |
не верно, что p | |
|
p |
Необходимость |
необходимо, что р | |
p |
Возможность |
возможно, что р | ||
(x) p(x) |
Квантор общности |
для всякого х верно, что р – х | ||
(x) p(x) |
Квантор существования |
существует такой х, что р - х | ||
x, y, z |
Символы для высказываний, предметные переменные | |||
a, b, c |
Символы для единичных предметов, предметные постоянные | |||
p, q, r |
Символы для высказываний, пропозициональные переменные | |||
P, Q, R |
Символы для предикатов, предикатные переменные |