Менеджмент

Менеджмент

План:

I. Введение. Развитие научного управления и эволюция термина “менеджмент”.

II. Основная часть.

1. Понятие “менеджмент”.

a.) Формирование понятия.

b.) Определение понятия и проверка его правильности.

c.) Деление понятия.

d.) Обобщение и ограничение. Круги Эйлера.

2. Простой категорический силлогизм.

III. Заключение.

I. Введение. Развитие научного управления и эволюция понятия “менеджмент”.

В конце XX века в нашей стране произошли серьезные экономические преобразования: изменились отношения собственности, а вместе с ними – цели деятельности организаций, механизмы их взаимодействия. Административно-командная система управления ушла в прошлое. Существенно возросла роль управляющих структур. Поэтому знание менеджмента сегодня необходимо для управленцев разных уровней. Но, прежде чем начать изучать его различные направления необходимо разобраться в содержании термина.

Можно ли одной фразой определить, что такое менеджмент? Это ничуть не проще, чем определить, например, что такое “любовь”. Менеджмент – необычно сложное явление, которое охватывает огромный спектр самых разных видов человеческой деятельности (от промышленности до политической борьбы, от спорта до социальных движений). Термин трактуется очень широко. Дело в том, что как социально-экономическое учение менеджмент возник только в конце прошлого века. Промышленная революция XVII-XIX веков сделала необходимым научный подход к управлению. Но сама теория управления – относительно новое явление в истории бизнеса. Первые попытки привести в систему имеющиеся знания в сфере управления экономикой и производством связывают с именем Генри Р. Тауна, основателя и президента “Эйле энд Таун Манифактуринг”. В 1886 году он писал, что менеджмент является областью изучения, равной по важности инженерному делу. Таун отмечал, что у менеджеров нет научной дисциплины, в рамках которой накопленный опыт систематизировался бы в принципы и теории. В истории менеджмента выделяют три основных школы теории управления:

· Классическая школа (представители - Ф. Тейлор, Ф. и Л. Гилбретт, А. Файоль и М. Вебер).

· Школа человеческих отношений (М.П. Фоллетт, Э. Мэйо, О. Шелдон и др.).

· Школа науки управления (Барнард Ч.И. и др.).

Эти школы возникли в разные исторические периоды. Все они первоначально были ориентированны только на производственно-хозяйственную сферу деятельности, их открытия использовались в текущей управленческой практике. Но сегодня принципы научного управления применяют далеко за пределами производства. Произошла интеграция понятия “менеджмент”.

В фундаментальном Оксфордском словаре английского языка менеджмент определяется как способ, манера обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умения и административные навыки, орган управления, административная единица.

В американском учебнике для студентов по курсу менеджмента дается следующее определение: “Менеджмент – это процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей” [5, стр. 10]. Причем, под процессом здесь понимается система действий, предпринимаемых менеджерами. Оптимизация означает, что менеджеры должны работать для достижения наилучших долгосрочных результатов, а цели – это те результаты, которых добиваются основные акционеры кампании.

Встречаются и более упрощенные определения менеджмента. Например:”Менеджмент – это искусство получения работы, сделанной посредством других” [5, стр. 11].Такое определение не подойдет менеджерам в условиях все возрастающей сложности управленческого процесса.

Можно встретить и такое определение: “Менеджмент – это область деятельности, которая сочетает искусство и науку и демонстрирует растущий профессионализм” [5, стр. 11]. Но – в чем его цель и практическое приложение?

Дадим правильное определение на русском языке, в котором слово “менеджмент” используется сравнительно недавно. Глагол “управлять” применяется у нас для всех без исключения сфер и видов деятельности, где требуется управление как таковое. Но, если задуматься, вряд ли все приемы и методы, с помощью которых управляют на заводе или фабрике, будут хороши в управлении деятельностью парламента или в правительственной сфере. А управление автомобилем существенно отличается от управления коллективом. В англоязычных странах разделение соблюдается более четко:

To manage – управлять в хозяйственной сфере (фирма, магазин, оптовая база и т.д.).

To govern – управлять в политической сфере (правительство, региональное руководство и т.д.).

To control – управлять в сфере техники (машинами, техническими комплексами и т.д.).

В настоящее время в России слова “менеджмент” и “управление” часто применяют как синонимы. Значение термина “менеджмент” недопонимается. С точки зрения логики мы не можем назвать “менеджмент” просто управлением, наукой или только искусством управления. Попытаемся выделить конкретные, устойчивые, существенные и необходимые признаки менеджмента, т.е. определим истинный объем и содержание данного понятия.

II. Основная часть.

1. Понятие “менеджмент”.

Понятие – это форма абстрактного мышления, в которой отражаются признаки одно-элементарного класса однородных предметов.

a.) Формирование понятия.

Основными логическими приемами формирования понятий являются: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Применим их для формирования понятия “менеджмент”.

Не вызывает сомнения, что менеджмент – это отрасль управленческой деятельности. Но менеджмент – не единственное понятие, которое можно отнести к управлению. Чтобы составить понятие о нем, произведем анализ, разберем его составные части. Итак,

Менеджмент – это

· Стадия управленческого процесса;

· Совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств научного управления;

· Имеет практическую цель – достижение высокой эффективности деятельности, лучшего использования ресурсного потенциала;

· В данной социальной группе (организации, фирме, компании).

Задача дать правильное определение понятию “менеджмент” затруднена тем, что оно включает в себя два одновременно идущих процесса:

· Научное исследование, теория управления;

· Практическое применение полученных знаний.

Чтобы выделить существенные и несущественные признаки предмета, используем прием сравнения.

Таблица 1.

 

Менеджмент

Маркетинг

 

Понятия находятся друг с другом в родовидовых отношениях.

Существенные сходства

· Стадия управленческого процесса;

· С использованием достижений науки управления.

· Стадия управленческого процесса;

· С использованием достижений науки управления.

Существенные различия

· Понятие имеет больший объем, меньшее содержание;

· Управление всей деятельностью данной социальной группы;

· Цель – достижение высокой эффективности деятельности.

· Понятие имеет меньший объем, большее содержание;

· Управление производственно-сбытовой деятельностью предприятия;

· Цель – стимулирование сбыта товаров и услуг на рынке, ускорение обмена.

Несущественные сходства

Маркетинг – интегративная функция менеджмента, преобразующая потребности покупателя в доходы предприятия.

Несущественные различия  

· принципы применяются во всей экономической системе;

· функции: планирование, организация, руководство, контроль;  

· принципы применяются чаще на уровне микроэкономики;

· функции: исследование, планирование, оформление и продвижение продукта, разработка нового продукта;

Несущественные различия

Задачи, функции, время, объем использования, объект управления, средства и способы управления – могут варьироваться в зависимости от специфики деятельности организации, уровня управления.