Актуальные вопросы маркетинга
Актуальные вопросы маркетинга
За свою почти столетнюю историю как академической дисциплины1, маркетинг приобрел к настоящему времени черты логически последовательной, прозрачной и стройной области знаний экономики. К концу XX столетия по маркетингу опубликовано, по-видимому, самое большое количество монографий и учебных пособий в сравнении с другими важнейшими направлениями экономической науки. Это может быть объяснено, как огромным прикладным значением маркетинга, обеспечивающим экономистов-практиков конкретным инструментарием по разработке, продвижению и распространению товаров конечному потребителю; так и широкой открытостью маркетинга для внедрения передовых научных достижений, позволяющих экономистам-исследователям формировать новые, интересные алгоритмы маркетинговой деятельности.
Для более легкого усвоения стройного алгоритма маркетинговой деятельности введено понятие «микс-маркетинг», включающее в себя «4Р» (Place, Product, Price, Promotion), который при добавлении таких основополагающих разделов маркетинга, как «Маркетинговые исследования», «Выбор целевого рынка» и «Стратегическое планирование маркетинга» представляет собой семь отдельных разделов (рис. 1) .
На приведенном рисунке раздел «Продвижение» разбит на четыре вида продвижения товаров: рекламу, персональные продажи, стимулирование сбыта и формирование общественного мнения — вследствие особой практической значимости и разработанности именно этого раздела маркетинга. Следует также отметить цикличность маркетинговой деятельности, так как при практическом применении каждый раздел маркетинга может информативно обогащаться от результатов предыдущих разделов и, в свою очередь, являться основой для развития следующих разделов.
Несмотря па видимую разработанность основных разделов маркетинга, более детальный научный подход позволяет выявить значительные пробелы в наших знаниях о возможностях данной экономической дисциплины3.
Таким образом, целью настоящей работы является выявленние наиболее актуальных вопросов маркетинга, требующих более обоснованной и конкретной проработки в экономических исследованиях.
Выявление проблематики
Для выявления проблематики маркетинга целесообразно использовать
В 1905 году В. Креузи прочел курс «Маркетинг товаров» в Пенсильванском университете США.
Подобное деление маркетинга прослеживается во многих монографиях, см. например: Котлер Ф. Основы маркетинга. — М.: Прогресс, 1990; Эванс Дж. Р., Берман Б. Маркетинг. — М.: Экономика, 1993; Основы предпринимательской деятельности / Под ред. В.М. Власовой. — М.: Финансы и статистика, 1994.
Необходимость написания данной статьи обусловлена также практическим опытом автора по управленческому консультированию руководителей фирм.
метод наложения последовательных этапов осуществления маркетинговой деятельности на упомянутые выше разделы. Этапами конкретной деятельности, по-видимому, могут быть: планирование, сбор данных, учет закономерностей, учет выявленных ранее эффектов, математическое и экономическое моделирование, а также оценка эффективности деятельности.
Под закономерностями следует понимать долговременные и устоявшиеся тенденции причинно-следственных связей данного вида деятельности, а под эффектами — эмпирически выявленные, краткосрочные следствия конкретных практических действий.
Деление на «математическое» и «экономическое» моделирование достаточно условно и продиктовано лишь степенью абстрагирования от реальных экономических посылок. При этом экономическое моделирование, предполагает выявление конкретных экономических действий, тогда как математическое моделирование задает лишь ориентиры для последующего принятия управленческих решений.
В результате сопоставления разделов маркетинга с этапами теоретической и практической деятельности может быть выявлено значительное количество вопросов, не получивших должного отражения в современной экономической литературе (см. табл.). Рассмотрим эти вопросы подробнее, попутно отметив и достижения современного маркетинга. Маркетинговые исследования
Маркетинговые исследования — это сбор и анализ данных с целью уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений4. Таким образом, маркетинговые исследования являются основой для начала и формирования маркетинговой деятельности.
К настоящему времени разработаны удовлетворительные схемы маркетинговых исследований, включающие разработку концепции исследования, получение и анализ эмпирических данных, формулирование основных выводов5. Более того, существуют отдельные алгоритмы исследований товарной и фирменной структуры рынка, изучения потребителей.
Маркетинг / АН. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, СА. Красильников и др.; Под ред.^А-Н. Романова. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. С. 48.
Маркетинг выбор лучшего решения / Е.П. Голубков, Е.Н. Голубкова, В.Д. Секерин. — М.: Экономика, 1993. С.
30.Актуальные вопросы маркетинга
Разделы Этапы |
Маркетинговые исследования |
Выбор целевого рынка |
Разработка товара |
Ценообразование |
Сбыт товара |
Реклама |
Персональные продажи |
Стимулирование сбыта |
Формирование общественного мнения |
Разработка общественной стратегии |
Планирование |
Схема исследования |
9 |
Схема разработки товара |
Схема ценообразования |
9 |
Планирование рекламы |
Алгоритмы продажи |
9 |
9 |
9 |
Сбор данных |
Первичные и вторичные источники |
Первичные и вторичные источники |
Тестирование |
Анализ спроса и предложения |
Анализ спроса |
9 |
Анализ спроса и предложения |
9 |
Первичные и вторичные источники |
Стратегический маркетинговый анализ |
Закономерности |
9 |
? |
9 |
Стратегии ценообразования |
Закон спроса и предложения |
Правила рекламы |
Закон персональной продажи |
Правила р_аботы со СМИ |
9 |
9 |
Эффекты |
9 |
Игнорированного сегмента, обманчивости размера |
Психофизиологические эффекты |
Дискриминация, дифференциация |
Эффект замещения, эффект дохода |
Позиционированный, контраста, слияния, образования |
Эффекты торгового агента, выгодности покупки |
Импульсивность покупки |
9 |
9 |
Математические модели |
Модели поведения покупателей |
Модели поведения покупателей |
Рыночная адекватность товара |
Модели Еента-ельно-сти фирмы |
Модели оптимизации издержек |
Модели отклика |
Модели отклика |
Модели отклика |
Модели отклика |
Модели принятия решения |
Экономические модели |
Модели прогнозирования, имитации |
9 |
Много-факторные модели качества |
Модели спроса-издержек |
? |
9 |
9 |
9 |
9 |
Портфельный анализ, матрицы |
Оценка эффективности |
9 |
Максимизация прибыли |
9 |
Продажа товара |
Продажа товара |
9 |
Продажа товара |
Увеличение объема продаж |
9 |
Достижение цели ФИРМЫ |