Внешняя торговля России со странами с развитой рыночной экономикой

Внешняя торговля России со странами с развитой рыночной экономикой

Глава 1

1.1 Принципы равноправной международ-

ной торговли.

За последние годы российская экономика претерпела множество самых разных изменений. Какие-то из них пошли ей на пользу, а какие-то нет. При переходе к рыночным отношениям необходимы четкие и продуманные решения. К сожалению Правительство России во главе с Президентом не всегда принимало именно такие решения. В связи с переходом к рынку необходима интеграция российской экономики в мировое хозяйство, что предполагает некоторую либерализацию внешнеэкономической деятельности. Для того, чтобы страна, ставшая на такой путь развития, получила выгоду, необходимы следующие условия:

1) Страны, либерализирующие торговлю, должны находиться в фундаментальном равновесии, и либерализация торговли не должна его нарушать ( под фундаментальным равновесием понимается ста- бильность экономического положения страны, критериями которого являются "умеренные" темпы инфляции, "приемлемый" уровень без- работицы и равновесие платежного баланса. Первые два элемента составляют показатели внутреннего равновесия, последний - внеш- него). Однако, как известно, ослабление торговых барьеров обостряет проблему внутреннего и внешнего баланса. Отсюда возникает необходимость протекционизма, которую признавал еще А.Смит.

2) Существование международной гармонии интересов. Через свободу торговли, которая теоретически выгодна всем, эта гармония интересов и осуществляется. Но дело осложняется двумя обстоятельства- ми. Во-первых, более развитые страны имеют больший выигрыш от свободы торговли. Во-вторых, поскольку военные интересы домини- руют над экономическими, одних только экономических факторов мало для установления или восстановления гармонии, которая на практике не прослеживается.

3) Равенство возможностей, обеспечиваемое постоянством масштабов производства и совершенной конкуренцией. Это условие подразумевает отсутствие всякой дискриминации и получения одними производителями преимуществ перед другими, а также беспрепятст- венное передвижение товаров и факторов производства. На деле при наличии экономии от масштабов и при закреплении технологического превосходства свобода торговли означает односторонние преиму- щества для крупных фирм и передовых стран и приводит к менее ра- циональному распределению мировых ресурсов по сравнению с про- текционизмом. В рамках той или иной страны правительство должно ограничивать монополистические методы ведения конкурентной борьбы и предоставлять особые льготы малым предприятиям, не способным в одиночку противостоять соперникам-гигантам.

4) Наличие эффективной международной финансовой системы. Времена золотого стандарта с автоматическим регулированием внеш- него баланса прошли, а в условиях политической и экономической нестабильности естественным для правительств является стремление создать резервы конвертируемой валюты, что достигается за счет по- ложительного внешнего баланса. Если страна не имеет структурного избытка внешнего баланса и не желает мириться с высоким уровнем безработицы, ей остается один путь - создать избыток текущего баланса путем введения ограничений на импорт товаров и экспорт капиталов.

5) Выигрыш от торговли должен равномерно распределяться между странами. Для соблюдения этого требования все страны должны на- ходиться в примерно равных стартовых условиях в отношении про- изводительности и доходов. Если же эти условия нарушаются, то тор- говля сама по себе не может привести к выравниванию доходов между странами. Более того, преимущества в уровне производительности и доходов превращают свободу торговли в эффективный способ роста благосостояния и мощи одних стран и регионов за счет других. Выступать за то, чтобы страны, находящиеся на разных уровнях развития, осуществляли открытую финансовую и торговую политику – значит способствовать сохранению сложившегося неравенства между странами.

1.2 Возможности экспортоориентированного

развития.

Степень привязки экономики страны к мировому хозяйству опреде- ляет две крайние модели стратегии развития : внешне- и внутренне- ориентированные. Внешнеориентированная модель, которую еще на- зывают ассоциативной, то есть направленной на присоединение к ми- ровому сообществу, основывается на использовании таких положи- тельных эффектов, как расширение возможностей для комбинирова- ния ресурсов, повышения конкурентоспособности и диверсификации продукции, уровня подготовки и квалификации трудовых ресурсов, использование внешней сферы для смягчения трудностей и для следования за лидером, использование внешнего спроса в условиях ограниченного внутреннего спроса на отечественную продукцию.

Необходимо, однако, иметь в виду, что увеличение экспорта смо- жет стимулировать экономический рост лишь при условии, что зара- ботанные средства будут инвестироваться в развитие производства. В противном случае расширение экспорта означает лишь отток ресурсов, что и происходит в России.

Важна и специализация страны, избравшей экспортную ориента- цию. Ведь форсированный вывоз сырья приводит не только к падению цен на мировых рынках, но и к неблагоприятной структурной перестройке внутри страны: ресурсы переливаются из обрабатывающих отраслей в добывающие. А это означает закрепление сырьевой специализации и деградацию промышленности, функции которой перейдут к импорту. Именно такие перспективы открывает собой свобода торговли России.

Выбор в пользу быстрого и полномасштабного включения России в мировое хозяйство усиливает стремление сократить сроки техноло- гического перевооружения, незамедлительно подключиться к миро- вым финансовым ресурсам, используя такие преимущества, как мощ- ная сырьевая база, относительно дешевая и квалифицированная рабочая сила, передовой уровень некоторых отраслей и видов продукции, а также достижения в сфере фундаментальных научных исследований.

Однако все эти преимущества и ресурсы нельзя задействовать в широких масштабах и в короткие сроки. Могут не оправдаться, в частности, расчеты на демонополизирующий эффект импорта, пос- кольку, как показывает мировой опыт, зарубежным и местным моно- полиям не так уж трудно достичь "взаимопонимания", которое может получить и организационное оформление в виде совместных предпри- ятий, к тому же поощряемых принимающей страной. Выгоды от ли- берализации внешней сферы неотделимы от создания дополнительной конкуренции на внутреннем рынке, что плохо сочетается с необходимостью временно оградить отечественную промышленность от внешней конкуренции.

Надежды на то, что средства, требуемые для оплаты массового им- порта передовой технологии, может дать экспорт сырья, невелики. Они ограничены не только величиной экспортных сырьевых ресурсов, но и емкостью рынков самих западных стран, неспособных поглотить тот наплыв из России и других бывших советских республик, который необходим для получения реального эффекта от экспортоориентированной стратегии.

Уже на сегодняшнем, начальном этапе освоения западных рынков видно активное нежелание обосновавшихся на них продуцентов ми- риться с дестабилизирующим воздействием новых поставщиков деше- вой продукции. Надо полагать, что с ростом притока товаров из Рос- сии и других постсоветских государств страны запада не остановятся перед введением жестких протекционистских мер, используя для этого антидемпинговые процедуры.

Приоритет внешнеориентированных стратегий, в пользу которых высказываются многие российские экономисты, не оправдан. Но не правы и те, кто слишком опасается внешней зависимости. И те и другие переоценивают скорее универсальность стратегий, привер-женцами которых они являются. Выбор стратегии определяется как внешними, так и внутренними факторами. Как известно, лучше не та стратегия, которая обещает большой эффект, а та , которую можно реализовать. Последнее в значительной мере зависит от того, насколько данная политика разделяется теми, кто будет ее проводить в жизнь, то есть от внутренних факторов.

1.3 Приоритеты внутренней интеграции.