ГАТТ эволюция деятельности, итоги Уругвайского раунда
ГАТТ эволюция деятельности, итоги Уругвайского раунда
План:
Введение .
Исторические обстоятельства возникновения ГАТТ
История и особенности ГАТТ 1947 года .
ГАТТ эволюция деятельности
Основные принципы ГАТТ 1947 года
Принцип недискриминации
Принцип консолидации
Принцип переговоров .
Значение и пределы возможностей ГАТТ
Предпосылки Уругвайского раунда .
Уругвайский раунд
ГАТТ 1994 года
Марракешская декларация .
Итоги Марракешской декларации
Всемирная торговая организация
Цели и принципы
Структура и функции .
О ходе присоединения России к ВТО .
Цели и задачи присоединения .
История развития процесса присоединения. .
Некоторые проблемы в подготовке к вступлению в ВТО России.
Ближайшие задачи
Заключение
Значение Всемирной торговой организации .
Лига наций, созвавшая еще в 1927 году международную конференцию по торговле прилагала усилия для создании документа, касающегося правил и организации международной торговли. Эта попытка не увенчалась успехом. Реорганизация мировой экономики, и в частности мировой торговли, составляли одну из главных целей Организации Объединенных наций. ООН удалось добиться комплекса принципиальных соглашений по этому вопросу. В резолюции экономического и социального совета (ЭКОСОС) ООН от 18 февраля 1946 года содержится решение о созыве международной конференции по торговле и занятости с целью «благоприятствовать развитию производства, товарообмена и потребления». Конференция проходила в Гаване с 21 ноября 1947 г. по 28 марта 1948 г. На ней был разработан текст Гаванской Хартии, которая устанавливала ряд общих принципов международной торговли, а также учреждала международную торговую организацию. Цели организации состояли из трех пунктов: воплощать в жизнь гаванскую Хартию, изучать проблемы международной торговли, выполнять роль арбитра в спорах между государствами, подписавшими Хартию. Но США, стоявшие у истоков Хартии, стали и причиной ее неудачи: 6 декабря 1950 года американское правительство приняло решение не выносить ее на одобрение Конгресса. Международной торговой организации так и не суждено было появиться на свет. Однако сформулированные в ней принципы заложили основы и стали ориентиром международной политики в области торговли. Они послужили непосредственным основанием для подписания генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ).
В ходе работы над Гаванской Хартией двадцать три страны начали в Женеве переговоры о тарифах. Свод этих двусторонних соглашений, положения которых относились ко всем участникам, был включен в заключительный документ, который содержал и основные принципы общей торговой политики, под которыми поставили свои подписи страны-участницы. Подписанное в Женеве 14 ноября 1947 г. это соглашение устанавливало всего лишь временный режим, который должен был принять окончательную форму в общих рамках Хартии международной торговли. Но когда выяснилось, что Гаванская Хартия не будет ратифицирована и международная торговая организация не будет создана, Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) приобрело в глазах стран-участниц особое значение. С тех пор оно считается своего рода кодексом международной торговли.
В строгом смысле слова ГАТТ - всего лишь соглашение. Однако оно имел постоянный Секретариат в Женеве, который готовил конференции, проводимые странами - участницами по различным аспектам их торговой политики. ГАТТ основано на некоторых принципах либерализации мировой торговли. Их практическое осуществление - цель стран- участниц (около сорока развитых стран, некоторые страны Восточной Европы - Чехословакия, Польша, Югославия, некоторые слаборазвитые страны - Бирма, Шри-Ланка, Куба, индия, Индонезия, Никарагуа). Такой подход стал необходим после ужесточения торговой политики в тревожные годы до и после войны. Существование ГАТТ содействовало определенной модели поведения в торговле.
В значительной мере они определены американскими интересами того времени, когда эти принципы были разработаны. Их можно разделить на три группы.
В области количественных ограничений страны обязаны равноценно относиться к различным источникам импорта.
Исключения из этих принципов ограничены и строго определены: они касаются более благоприятных чем обычно таможенных режимов (таможенных преференций), действовавших в момент подписания Соглашения, преференций, вытекающих из существования групп государств, территория которых образует единое таможенное пространство (таможенных союзов, например Бенилюкс) и в группах стран, в пределах которых устанавливается свободное передвижение товаров (зонах свободной торговли). Когда шесть стран европейского экономического сообщества решили связать себя договором о взаимных таможенных уступках, им пришлось испрашивать на это разрешение ГАТТ.
В результате пересмотра Генерального соглашения в 1954 - 1955 годах страны - участницы обязались с 1 января 1958 года прекратить предоставление прямых и косвенных субсидий для экспорта. Было принято правило уважения «национальных интересов» в области импорта (ст.4). Его цель заключалась в предупреждении применения к импортируемым товарам дискриминационных пошлин и в целом не допущения ситуаций, когда бы импорт оказывался в менее благоприятном положении, чем отечественные товары.
Некоторые исключения были сформулированы пользу наименее развитых стран, в частности, в 1955 году (ст.18). Последние, чтобы защитить свое сельское хозяйство или промышленность, в том случае, если принцип консолидации может поставить под удар их платежный баланс, могут нарушать его, будь то в области количественных ограничений или таможенного протекционизма. Но исключения могут быть только временными, и в случае злоупотреблений их партнерам разрешены были ответные меры (реторсии).
После 1958 года происходят ежегодные консультации по вопросу о количественных ограничениях, которые страны - участницы сохраняют по вопросам поддержания равновесия своего платежного баланса. Принцип «консолидации» неразрывно связан с «принципом переговоров».
ГАТТ содействовало серии переговоров по тарифам , среди которых:
- Женевская конференция 1947 года, когда и было подписано соглашение, результатом которого стала консолидация 45 тысяч позиций в области тарифов, охватывающих половину международных обменов;