Государственный долг и его особенности в РФ

Государственный долг и его особенности в РФ

Оглавление:

Введение 3

Глава 1. Государственный бюджет . 6

1.1. Структура государственного бюджета . 6

1.2. Бюджетные расходы 8

1.3. Бюджетные доходы . 11

Глава 2. Бюджетный дефицит и государственный долг . 14

2.1. Дефицит и концептуальные подходы к бюджету 14

2.2. Государственный долг . 17

2.3. Экономические последствия . 18

Заключение 23

Список использованной литературы: . 25

Введение.

Государственные финансы являются важной сферой финансовой системы страны, призванной обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций. По экономической сущности государственные финансы - это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства-, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжение государства и его предприятий и использование государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления. Экономическое содержание государственных финансов неоднородно; в их составе выделяют отдельные обособленные звенья, каждое из которых выполняет специфические функции. В состав государственных финансов включаются: бюджеты разных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, финансы государственных предприятий, государственный кредит. Если при группировки финансовых отношений исходить из уровня государственного руководства экономикой и социальными процессами, то структуру государственных финансов в Российской Федерации можно представить в следующем виде:

Государственные финансы России

Федеральные Финансы субъектов Местные

финансы федерации финансы

Бюджет Внебюджетные Государственный Финансы

фонды кредит предприятий

Важную роль в составе государственных финансов играют бюджетные взаимосвязи, складывающиеся на федеральном, республиканском ( субъектов федерации) и местном уровнях. С их помощью в распоряжение государственных структур мобилизуется значительная часть национального дохода, перераспределяемого финансовым методом. Для выполнения общих функций в границах федерации Россия формирует федеральный ( центральный ) бюджет, который состоит из двух частей: доходной и расходной. В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации государственных доходов являются налоги ( в разных их формах ), займы и эмиссии. Ресурсы бюджета предназначаются для финансирования государственных целевых комплексных программ, обеспечения государственных расходов, связанных с выполнением Россией федеральных функций, а также содержания вооружённых сил и органов управления. Отдельное звено в составе государственных финансов образуют внебюджетные фонды, к которым относятся: фонд социального страхования, пенсионный фонд, фонд занятности населения, другие целевые фонды государственного и регионального значения ( инновационный, природоохранительный и т.д. ). Главное назначение внебюджетных фондов любого уровня - финансирование отдельных целевых мероприятий за счёт специальных целевых отчислений и других источников.

А теперь вернёмся к бюджету. Как я уже говорил, бюджет состоит из расходов и доходов. Когда расходы правительства превосходят доходы за данный год, мы сталкиваемся с бюджетным дефицитом. Существует несколько концептуальных подходов к бюджету, считающих каким способом должен быть сбалансирован бюджет или должен он вообще быть сбалансированным: ежегодно балансируемый, на циклической основе и функциональные финансы. Накопленные в предшествующие периоды времени суммы бюджетных дефицитов образуют государственной долг, который может быть как внутренним, так и внешним. Причинами государственной долга могут служить войны и циклическое развитие экономики. Государство может противодействовать росту государственного долга путём: (1) налогов, (2) дополнительной эмиссией денег или (3) выпуском и реализации государственных обязательств.

Существуют экономические последствия государственного долга: это, во-первых, при том что правительство (1) должно только рефинансировать ( а не погашать ) долг, (2) имеет право взимать налоги и (3) имеет право создавать деньги, нет никакой опасности, что государство обанкротится. Во-вторых, государственной долг не является средством перемещения экономического бремени с одного поколения на другое. Более серьёзные проблемы связанные с государственным долгом, заключаются в следующем: а) выплаты процентов по государственному долгу, вероятно, увеличивают неравенство в доходах; б) выплаты процентов по долгу требует повышения налогов, которые могут подорвать действие экономических стимулов; в) выплаты процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определённой части реального продукта за рубеж; г) заимствования правительством на рынке капиталов, для того чтобы рефинансировать долг или заплатить проценты, могут увеличить ставки процента и вытеснить частное инвестиционное финансирование.

Глава 1. Государственный бюджет

1.1. Структура государственного бюджета

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет.

Государственный бюджет - это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом - парламентом страны, штата или муниципальным собранием. По завершению финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым в предыдушем году законом о бюджете.

Если взять для примера федеральный бюджет России, то он утверждается Государственной Думой и Федеральным Собранием - высшей законодательной властью страны. Правительство же готовит проект бюджета и отвечает за его выполнение. Оно организует (через министерство финансов и налоговую службу) сбор доходов и осуществление (через государственной службы) расходов по направлениям в размерах, установленных в бюджете.

Такое разделение прав и обязаностей между законодательной и исполнительной ветвями власти помогает поставить расходование средств налогоплатильщиков под контроль высшей выборной власти и избежать бездумной или корыстной траты денег государственными чиновниками.

Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооружённых сил, а также выполнение необходимых социально-экономических функций. В современных условиях бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, а также осуществления антикризисных мероприятий.

Бюджетная система представляет собой довольно сложный механизм, отражающий особенности той или иной страны, её социально-экономического строя, а также государственного устройства. Эта система формируется на основе всей совокупности социально-экономических, правовых и других особенностей, характеризующих то или иное государство.