Людвиг ван Бетховен

Людвиг ван Бетховен

Семья. Детские и юношеские годы.

Людвиг ван Бетховен родился в декабре 1770 года в Германии, в городе Бонне. Этот не большой городок был резиденцией кельнского курфюрста[1]. Не последнее место отводилось здесь музыке. В музыкальной капелле на службу у курфюрста находились дед и отец Людвига. Дед композитора – фламандец[2] по происхождению ещё юношей поселился в Бонне. От деда унаследовал Бетховен многие черты характера: настойчивость и неистовую работоспособность, гордость и независимость нрава.

Иоганн ван Бетховен – отец Людвига – также служил в капелле. Певец, скрипач и клавесинист, он был способным музыкантом, но гибельная страсть к алкоголю сделалась причиной многих страданий семьи и особенно Людвига. К

обнаружившемуся с раннего детства дарованию Бетховена он отнёсся как к новому источнику доходов. Принуждениями, побоями он заставлял 4-летнего

ребёнка часами просиживать за фортепиано, бесконечно твердя бессмысленные упражнения на скрипке. Обучение у Бетховена было без всякой системы: один учитель сменял другого, и хотя среди них встречались и знающие музыканты, никто из них не оставил заметного следа в музыкальном воспитании будущего композитора.

Новый учитель Людвига, Нефе, прибыл в Бонн в 1779 году и занял должность

музыкального руководителя боннского “национального театра”. С 1782 года юный Бетховен систематически посещал театр и даже работал в нём. Этим он был обязан своему новому учителю.

В 1782 году Бетховен уже написал три сонаты для клавесина; тогда ему шёл

тринадцатый год. Но никаких перемен в материальном положении Бетховена не

последовало. Когда Людвигу исполнилось14 лет, его отец окончательно потерял голос и пил запоем. Заработка не хватало…

В шестнадцатилетнем возрасте Людвиг уже пользовался широкой известностью в Бонне. Он преподавал и выступал аристократических домах и при дворе. Его импровизации за клавесином, полные огня и воображения уже тогда поражали слушателей. Первые произведения Людвига – вариации, сонаты, фортепианные квартеты, песни – могли выдержать сравнение с сочинениями признанных немецких композиторов.

По мере знакомства Людвига с сочинениями Моцарта растёт его преклонение

перед гением этого музыканта. Сыграть ему свои сочинения, услышать его советы становится непреодолимым желанием Бетховена. И весной 1787 года юноша направляется к Моцарту в Вену. Моцарт, всецело занятый сочинением “Дон Жуана”, всё же нашёл время послушать игру Бетховена. Юный композитор блестяще импровизировал на заданную Моцартом тему, поразив всех, кто там присутствовал. Моцарт сказал, прослушав игру Бетховена: “Обратите внимание на него. Он всех заставит о себе говорить”.

Внезапно получив известие о тяжёлой болезни матери, Людвиг спешно уехал

из Вены домой. Её хрупкий организм не выдержал тяжелой длительной болезни,

бесконечных семейных невзгод, непрестанной нужды.

После смерти жены отец совсем опустился, а вскоре и вовсе умер. Людвиг

становится главой семьи. Помимо работы в капелле, он вечерами играет на альте

в оркестре оперного театра, даёт уроки музыки. Непосильная нагрузка заметно

подорвало здоровье Бетховена. К тому же он перенёс тиф и оспу, оставившую

заметные следы на лице.

Но жестокие удары судьбы не сломили сильного духом юношу. Он продолжает самообразование. Во время французской революции Бетховен поступил в Боннский университет на факультет философии. Но он проучился там всего один год. Почему он прекратил занятия – неизвестно.

Бетховену не удалось получить систематического образования. С 11-ти лет

будущий композитор уже перестал посещать общеобразовательную школу. Однако он начал заниматься самообразованием: изучил французский и

итальянский языки, знал латынь и всю жизнь питал глубочайшее уважение к

классической литературе.

Как ни печально было детство Бетховена, он навеки сохранил о нём и о его родных местах, где оно протекало, нежное и грустное воспоминание. Сердце его

навеки осталось верным этому краю.

В течение 4-ёх лет – с 1788 года до отъезда из Бонна в 1792 году – Бетховен

прошёл превосходную практическую школу оркестровой игры и изучил все популярные оперы того времени.

Первый венский период.

В начале ноября 1792 года Бетховен выехал в Вену. Годы 1792 – 1802 составляют так называемый венский период в творчестве Людвига ван Бетховена. Со своим музыкальным прошлым молодой композитор решительно порывает. Новым композициям он даёт номера, начиная с первого “опуса”.

В эти годы Бетховен сочиняет главным образом пьесы для фортепиано. Одна за другой создаются первые 15 фортепианных сонат, два превосходных концерта

для фортепиано с оркестром, 6 струнных квартетов, Серенада для флейты, скрипки и альта. Среди этих произведений есть и такие, как “ Патетическая соната”, “Соната в роде фантазии”, получившая название “Лунной”.

Вначале Бетховену жилось в Вене трудно. Его первое жилище находилось в полуподвале. Юноша страдал от сырости и холода. Появились непредвиденные

расходы. Людвиг начал учиться танцам, а затем и верховой езде. Однако танцы

давались Бетховену с трудом, и он никогда не научился хорошо танцевать.

Средства Бетховена складывались из подарков аристократов, в салонах которых он выступал, а позже и из авторских доходов. Ему удалось начать печатать свои произведения почти с первых шагов композиторской деятельности в Вене, что было тогда делом не лёгким.

В первый период пребывания в Вене Бетховен продолжал писать в большом количестве камерные ансамбли для различных инструментальных составов: струнного трио, квинтетов, секстетов и т.д.

Прошло четыре года с тех пор, как Бетховен приехал в Вену. И вот старые друзья, хорошо знавшие его в юности, стали замечать, как изменился его характер. И прежде вспыльчивый и замкнутый, Бетховен становился всё более

раздражительным, подозрительным даже по отношению к тем, кого искренне любил. Эту перемену его друзья объясняли тем, что Бетховену, с его гордостью и независимым характером, особенно трудно переносить своё ложное положение среди венской знати. Кроме того, им было известно, как плохо Бетховен разбирается в людях и как тяжело переносит разочарование в них.

Все это верно. Но дело было не только в этом. В 1800, по другим сведениям в 1801 году у Бетховена начал ослабевать слух…

Крушение мечты о счастье, ужас, испытываемый от надвигающейся глухоты,

привели Бетховена к мыслям о самоубийстве. По совету врачей Бетховен уезжает в Гейлигенштадт – уединённое место неподалёку от Вены. Курс лечения, принятый Бетховеном, не оправдал надежд, и мысли о смерти не покидают его. В октябре 1802 он пишет завещание братьям Карлу и Иоганну.

В потоке произведений, созданных в 1800 – 1803 годах, нашло отражение всё, что переживал в ту пору Бетховен: мрачная подавленность и неистово пламенный протест, порывы страсти и гордое смирение, поиски покоя, тишины и жажда жизни, активной деятельности. Таковы третий фортепианный концерт c-moll, соната as-dur, с похоронным маршем и “Лунная” соната, соната d-moll и ряд других произведений.

Жизнь Бетховена в течение 1803–1805 годов не была особенно разнообразной.

Важным событием явилась новая “академия”. Исполнялись две первые симфонии, Третий концерт для фортепиано и недавно законченная оратория.

В период 1805 – 1809 были созданы ещё три симфонии – Четвёртая, Пятая и Шестая, три концерта – один скрипичный и два фортепианных (Четвёртый и Пятый), хоровая фантазия и увертюра.

К этой эпохе, к годам любви и надежды относятся и Три струнных квартета, образующих группу отчётливо связанных между собой произведений. В январе 1808 года, издав эти квартеты, он посвятил их графу Разумовскому.

Последний период жизни и творчества.

В период с 1813 по 1818 год Бетховен сочиняет сравнительно медленно и мало. Первым в ряду произведений последнего творческого периода был цикл песен “К далёкой возлюбленной”. Совершенно оригинальный по замыслу и музыкальной композиции, он явился ранним предвестником романтических вокальных циклов Шуберта, Шумана. Вслед за песнями на протяжении нескольких лет (1816 – 1822) выходят пять последних фортепианных сонат.