Быт и нравы «темного царства»
Быт и нравы «темного царства»
Жестокие нравы , сударь ,
в нашем городе , жестокие
А . Н . Островский .
А . Н . Островский очень современен как истинно талантливый художник . Он никогда не уходил от сложных и больных вопросов общества . Островский не просто мастер драмы . Это очень чуткий писатель , любящий свой край , свой народ , его историю . Его пьесы привлекают удивительной нравственной чистотой , подлинной человечностью .
Одним из шедевров Островского и всей русской драматургии по праву считается « Гроза » . Ведь и сам автор оценивает ее как творческую удачу .
« Гроза была написана в 1859 году после путешествия Островского по Волге . Эта поездка наполнила писателя новыми впечатлениями , дала ему возможность ознакомиться с жизнью населения Верхней Волги . Позже , эти впечатления отразились в передаче быта , нравов , общей атмосферы провинциального города Калинова .
Городок стоит весь в зелени . Вид необыкновенный . Прямо душа радуется ! Казалось бы , все прекрасно , но это только на первый взгляд . Зритель как бы воочию видит красоты русской природы . В сцене ночного гуляния , в рассказах Катерины , это составляет поэтическую сторону жизни города Калинова . Однако , рядом с поэзией , существует и другая , уродливая , отталкивающая сторона калиновской действительности . Она раскрывается в оценках Кулигина , ощущается в рассказах персонажей , звучит в пророчествах сумасшедшей барыни .
Здесь купцы друг у друга подрывают торговлю , самодуры издеваются над своими домочадцами , здесь все сведения о иных землях черпаются из рассказов невежественных странниц . Писатель показал город вымышленный , но он выглядит весьма достоверно . Он очень точно и живо воспроизводит атмосферу патриархального купечества , от которого так и веет замшелостью , ограниченностью , дикостью , которому неведомо стремление к знаниям , интерес к наукам , к общественно - политическим и экономическим проблемам
Единственный во всем городе просвещенный человек , Кулигин , выглядит в глазах жителей чудаком . Его совершенно бескорыстное желание принести пользу не находит в у горожан ни капли сочувствия . Наивный , добрый , честный , он , по - моему , не противостоит калиновскому мирку , смиренно сносит не только насмешки , но и явную грубость . Однако именно этому безвольному существу автор поручает дать характеристику « темного царства »
Создается впечатление , будто Калинов отгорожен от всего остального мира высочайшим забором и живет какой - то особенной , замкнутой жизнью . Островский сконцентрировал внимание на самом важном , показав убогость , дикость нравов русского патриархального быта . Я снова и снова задаю себе вопрос , почему же здесь нет места ничему новому , свежему ? Наверно потому , что вся эта жизнь только и держится на привычных , устаревших законах , которые , очевидно , совершенно нелепы . « Темное царство » цепко держится за все старое , устоявшееся . А это , полагаю , страшный тормоз в развитии . Это стояние на одном месте , застой . А застой возможен лишь тогда , когда он поддерживается людьми имеющими силу и власть . Таковыми и являются Дикой с Кабановой .
Хотя Дикой и изображен всего лишь в 3х сценах , драматург создал законченный образ . Его имя звучит даже в экспозиции . « Уж такого - то ругателя , как у нас Савел Прокофьич , поискать еще ! » - говорит Шапкин . Дикой типичный самодур , то есть человек , который действует сугубо по своей прихоти , по собственному произволу , не считаясь с другими . И я вполне согласен с Добролюбовым , что « самодур все силится доказать , что ему никто не указ и что он захочет , то и сделает » . Дикой куражится над племянником и над всеми своими домашними , но отступает перед теми , кто может дать ему отпор . Он ругает всех , над кем чувствует свою силу , но если кто - то обругает его самого , а он не сможет ответить , то тогда , держись все домашние ! На них то Дикой и сорвет всю свою злость . В такие часы люди в доме Дикого прячутся по углам , только бы не попадаться на глаза хозяину . Мне кажется , что причина такого отношения к людям - в сознании своего превосходства , и еще , в полной безнаказанности . « Так ты знай , что ты червяк . Захочу - помилую , захочу - раздавлю » , - говорит Дикой . Совсем иначе он ведет себя с Кабановой , хотя и ей он по привычке грубит : « Ты еще что тут ! Какого еще тут черта водяного ! » Однако та его довольно быстро укротила . Именно у нее Дикой ищет успокоения навоевавшись дома : « Разговори меня , чтобы у меня сердце прошло . Только ты одна во всем городе умеешь меня разговорить . » Очевидно , что в Диком есть черты присущие и народу в целом . На явления природы он смотрит с религиозных позиций , считает , что громоотвод - это « суета » , а гроза нам в наказание посылается . Дикой - не исключение для Калинова , а плод всего уклада калиновской жизни . Он , в каком - то смысле , дитя своего города . Но самое страшное , что такое отношение к домашним , да и всем бесправным Калиновцам , воспринимается всеми как норма и никаких отклонений в этом не усматривается .
Не лучше и Кабанова . Марфа Игнатьевна обладает сильным и властным характером . Она тоже держит свех у себя в подчинении и постоянной боязни . Однако Кабаниха снисходительна по отношению к своей дочке Варваре . Она то прекрасно знает , что за жизнь предстоит Варе , когда та выйдет замуж , поэтому она охотно отпускает дочь погулять с молодежью и разговаривает с ней по - матерински ласково . Кабаниха - один из персонажей , которые активно движут действие . Она считается с тем , что принято , чего требует порядок , чтит традиции и ритуалы . По ее глубочайшему убеждению , жена должна покоряться мужу , жить в страхе перед ним . И Тихона она вразумляет , что Катерина должна его бояться . Кабанова не просто соблюдает домостроевские нормы , но и борется за них . Марфа Игнатьевна окружила себя невежественными странницами . Они необходимы ей как воздух , так как поддерживают ее огромный авторитет , без которого она не мыслит своего существования . И не зря Феклуша говорит : « Бла-алепие , милая , бла-алепие ! Красота дивная ! Да что уж говорить! В обетованной земле живете . » И что интересно : ни красота дивной природы , ни очаровательный вид на Волгу , вызывают такой восторг . Она прославляет именно нравы города . В образе Феклуши драматург показал не самолюбивого человека , каких было много среди странников , а корыстную , невежественную , лживую натуру . Вред таких людей несомненен . Странница много рассказывает о неведомых землях , в которых неправедные порядки . А в Калинове , по ее мнению , жизнь очень хорошая . Льстит Кабанихе она исключительно в корыстных целях ; хочет чтобы ее вовремя отметили , выделили из числа других . Кроме того Феклуша защищает интересы Кабаноой , а значит , и всего « темного царства » .
Жители города Калинова неграмотны . Они верят во всякие небылицы , принимают грозу , обычное явление природы , за божью кару . А когда Кулигин объясняет им это явление , люди просто не верят ему . Жизнь темного царства течет своим чередом : что было вчера , будет и завтра . Их ничего не волнует , ничто в мире не может нарушить мерного течения их жизни . И если бы не забегающие в Калинов редкие слухи , они бы думали , что все в этом мире живут так , как они .
В « Грозе » , по словам Гончарова , « улеглась картина национального быта и нравов с беспримерною художественною полнотою и верностью » . в этом качестве , пьеса явилась страстным вызовом деспотизму и невежеству , царившим в дореформенной России .