Визуальная среда
Визуальная среда
Оглавление
Введение 2
1. Обзор литературы . 8
1.1. Зрительная система. Основные понятия 8
1.1.1. Глаз 8
1.1.2. Вспомогательные органы глаза 9
1.1.3. Проводящие пути зрительного анализатора 9
1.2. Роль движения глаз в процессе зрительного восприятия 11
1.2.1. Зрение и движение глаз . 11
1.2.2.Медленные и быстрые движения глаза 12
1.2.3. Аккомодация и конвергенция . 13
1.2.4.Концепция автоматии саккад 14
1.2.5.Автоматия саккад и зрительное восприятие . 15
1.2.6. Влияние видимых объектов на автоматию саккад 17
1.2.7.Влияние гомогенных и агрессивных полей на бинокулярное зрение 19
1.3.Видимая среда как экологический фактор 20
1.3.1.Гомогенная видимая среда . 22
1.3.2. Агрессивная видимая среда . 24
1.3.3. Комфортная визуальная среда 26
1.4. Формирование комфортной визуальной среды в городе 27
1.4.1. Природоподобие архитектурных форм – способ формирования комфортной среды города . 28
1.4.2 Колористика города 29
2.Экспериментальная часть 33
2.1.Цели и задачи . 33
2.2. Материалы и методы исследования . 34
2.3. Эксперимент № 1 . 36
2.4.Эксперимент № 2 38
2.5. Эксперимент № 3 . 41
2.6.Эксперимент № 4 45
2.7. Эксперимент № 5 . 48
3. Выводы . 51
4. Заключение . 53
Список используемой литературы: . 55
ПРИЛОЖЕНИЯ . 58
Среда обитания, окружающая современного человека, включает в себя природную среду, искусственно преобразованную человеком "вторую природу", искусственную среду, созданную человеком (третью природу), социальную среду. Искусственная среда созданная человеком включает в себя среду вещей, в которой живет человек, в том числе и архитектурную среду.
Каждый день, живя в городе, прогуливаясь, работая, обучаясь человек удовлетворяет широчайший круг потребностей. В системе потребностей человека (биологических, психологических, этнических, социальных, трудовых, экономических) можно выделить потребности связанные с экологией восприятия среды обитания. Среди них - комфорт природной среды, экологически комфортное жилище, этническая природная архитектурная среда, запечатленная с детства, обеспеченность источниками информации (произведениями искусства, привлекательными ландшафтами) и другие.
Естественные или биологические потребности – это группа потребностей, обеспечивающая возможность физического существования человека в условиях комфортной среды, - это потребность в пространстве, хорошем воздухе, воде и т.д., наличие подходящей, привычной для человека среды. Экологизация биологических потребностей связана с необходимостью создания экологичной, чистой городской среды и поддержание хорошего состояния естественной и искусственной (второй ) природы в городе. Но в современных больших городах вряд ли можно говорить о наличии достаточного объема и качества нужной каждому человеку среды. Он не обеспечивает не только визуального простора (взгляд упирается в фасады близко расположенных высоких зданий), но и обычной природной среды , которая вытеснена зданиями и асфальтом.
Этнические и психологические потребности – это осознание этнической самостоятельности, наличие пейзажа "родной природы", наличие этнической памяти "второй" и "третьей" природы – архитектуры, культурных ландшафтов, парков, садов и строительство зданий и сооружений с национальной архитектурой, запечатленной в сознании. Экологичность этнических потребностей – это повышение качества жизни отдельных этносов городе и в то же время – улучшение образа города, его красоты и гармонии как сочетания разнообразных деталей. Чем больше в городе разнообразных особенностей этнических сред и архитектур – тем больше "очаровательного разнообразия".
Человек сформировался в условиях природных воздействий на органы чувств (сенсорных воздействий). Для его среды обитания было характерно зрительное воздействие красивых природных пейзажей (лесов, холмов, трав, облаков, морей и рек, различных оригинально окрашенных животных и др.
Человек живет в мире цвета, в мире звука, в мире запахов, электромагнитных колебаний. Мир цвета биологически активен: по биологической активности цвета располагаются в том же порядке, что и в спектре. Наиболее сильна активность в красной части (возбуждает), наименее в голубой (успокаивает).
Издавна человек стремился окружать себя красивыми предметами, располагать свое жилище в красивых местах и при возможности всячески украшал его. На уровне инстинкта люди чувствовали положительное влияние этих воздействий - недаром сейчас суррогаты природных воздействий (фотографии пейзажей) используются в лечебно-оздоровительных кабинетах.
Постепенно складывались какие-то стандарты положительных сенсорных воздействий: выразительные здания и культовые сооружения, одежда со множеством украшений, украшенные орудия труда и битвы, домашняя утварь и т.д.
По мере роста промышленного производства выпускалось все больше разнообразных изделий и товаров, и вместе с тем резко возрастали загрязнения среды. Окружающая человека городская среда не соответствовала нужным человеку исторически сложившимся сенсорным воздействиям: города без каких-либо признаков красоты, трущобы, грязь, стандартные серые дома, загрязненный воздух, резкий шум и т. д.
Урбанизация, индустриализация городов вызвали определенную "производственную эйфорию", новую "эстетику дымовых труб", небоскребов, огней от сварки, огромное количество больших плоских поверхностей, преобладание прямых линий и прямых углов, статичность большей части объектов, господство серого цвета и т.д. Многое из этой новой "эстетики индустриального общества" уже отвергнуто, новые художники уже не рисуют заводские пейзажи с дымом из труб и огнями сварки и т.д.
Но все же, можно уверенно констатировать, что в результате индустриализации и стихийной урбанизации окружающая человека сенсорная среда постепенно стала "агрессивной" для органов чувств, эволюционно приспособленных за многие миллионы лет к естественной природной среде. По существу, человек сравнительно недавно оказался в городской среде. Естественно, за это время основные механизмы зрительного восприятия не смогли приспособиться к измененной визуальной среде. Это не прошло бесследно: известно, что люди, живущие в стандартных серых кварталах шумных и загрязненных городов более склонны к агрессивным действиям – хулиганству, преступлениям.
Интерес к изучению влияния сенсорных воздействий на человека возрос в последние десятилетия в связи с ростом интереса к экологии человека. В разных странах стали изучать влияние внешних воздействий на соответствующие органы чувств (зрение, обоняние, слух) и выявлять благоприятные воздействия. На первом месте по степени влияния на состояние человека, вероятно, находится видимая им окружающая среда.
Житель современного города больше всего видит плоские поверхности – фасады зданий, площади, улицы и прямые углы – пересечения этих плоскостей. В природе же плоскости, соединенные прямыми углами, встречаются очень редко.
В окраске городских зданий и сооружений преобладает монотонный серый цвет бетона и асфальта, в природе же – более благоприятный для глаз зеленый цвет и другие разные цвета (особенно в регионах с теплым климатом). В городе много монотонно повторяющихся однотипных деталей на фасадах зданий, что связанно главным образом с индустриальным изготовлением типовых изделий – окон, панелей, балконов и др. Особенностью же природных образований является колоссальное разнообразие деталей, например, нет абсолютно одинаковых листьев, кустов и др.
Область знаний, рассматривающая взаимодействие человека с видимой средой и изучающая аспекты визуального восприятия окружающей среды Филин В.А. назвал видеоэкологией. Это приоритетное научное направление, входящее в сферу интересов экологов, психологов, физиологов, врачей, архитекторов, художников. Он впервые провел исследования в этой области и получил интересные данные, которые позволили на научной основе объяснить ранее наблюдавшиеся явления негативного восприятия зданий из монотонных плоских однотипных поверхностей и позитивного восприятия зданий с многочисленными и отличающимися друг от друга деталями и украшениями.