Введение в профессию

Введение в профессию

План:

1. Основные виды деятельности психолога.

а) Психодиагностическая работа.

б) Психологическое консультирование.

- основные направления, области и принципы психологического консультирования.

- беседа как базовый метод психологического консультирования.

в) Психотерапевтическое воздействие.

- психотерапия как основа психологической поддержки личности.

- Направления психотерапевтической работы.

г) Коррекционно-развивающая деятельность.

- виды и принципы организации психологической коррекции

д) Психопрофилактическая работа.

Используемая литература:

А.К. Болотова, И.В. Макарова. Прикладная психология.

Ю.Е. Алешина. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование.

Ю.М. Жуков. Позиция психолога-практика.

Б.Д. Карвасарский. Психотерапия.

Е.А. Климов. Как выбирать профессию.

Реальным продуктом профессиональной деятельности практи­ческого психолога являются обсуждаемые и совместно с клиентом выработанные системы социальных взаимодействий и программы поведения, обеспечивающие оптимальные условия жизнедеятель­ности и нейтрализующие негативные последствия пережитых жиз­ненных напряжений и проблем в соответствии с возрастными воз­можностями и индивидуально-личностными особенностями.

Практический психолог ориентирует клиента в его целях, по­могает увидеть ситуацию с разных сторон и выбрать оптимальный способ решения проблемы и выхода из травмирующей ситуации. Поиск разрешения конфликтных социальных взаимодействий, а также формы работы с конкретными запросами и составляют ос­новные направления деятельности практического психолога

Среди разнообразных направлений деятельности практического психолога, описанных и представленных в разнообразных литера­турных источниках, считаем целесообразным выделить следующие:

- психодиагностическую работу;

- психологическое консультирование;

- психотерапевтическое воздействие;

- коррекционно-развивающую деятельность;

- психопрофилактическую работу.

Установление психологическогодиагноза — одна из задач, стоящих

перед практическим психологом.

Психологическая диагностика может пониматься в широком и уз­ком смысле. В широком смысле она сближается с измерением вооб­ще или с психометрикой — наукой об измерении индивидуальных различий и практикой использования психологического знания. В более узком смысле имеется в виду измерение индивидуально-психологических особенностей личности, основу которого состав­ляют классификация и ранжирование людей по психологическим и психофизиологическим признакам [Гуревич и др., 1981]. Психоло­гическая диагностика базируется на использовании психодиагнос­тических инструментов и методов, позволяющих осуществлять при­менение современного статистического аппарата, обеспечивающе­го надежность и достоверность полученных данных.

В психодиагностическом обследовании можно выделить три ос­новных этапа: сбор данных; переработку и интерпретацию дан­ных; вынесение решения (диагноз и прогноз) [Гриншпун, с. 11]. Диагноз как основная цель психодиагностики может устанавли­ваться на разных уровнях: первый уровень — симптоматический, или эмпирический. На этом уровне диагноз ограничивается кон­статацией особенностей или симптомов (признаков); второй уро­вень — этиологический, учитывающий не только наличие характе­ристик, но и причины их возникновения; третий, высший уровень — уровень типологического диагноза, заключающийся в определе­нии места и значения выявленных характеристик в общей картине психической жизни человека [Бурлачук, Морозов, 1989]. В своей практической работе психолог часто ограничивается диагнозом первого уровня, в основе которого лежит применение того или иного психодиагностического инструмента.

Таким образом, психодиагностическая работа практического психолога предусматривает выбор метода или конкретной методи­ки исследования, которая максимально отвечала бы целям и зада­чам исследования.

Подробное описание и классификация методов психодиагнос­тики представлены во второй части книги.

Важным направлением деятельности практического психолога, включающим в себя индивидуаль­ное консультирование, профконсультирование, промышленное консультирование, консультирование руководителей и многое дру­гое, является психологическое консультирование [Алешина, 1994]. Фактически в любой сфере деятельности, в которой используются психологические знания, в той или иной мере применяется кон­сультирование.

Содержанием психологического консультирования является ра­бота с конкретным запросом, идущим как от отдельного клиента, так и от группы или организации в целом.

Наиболее широкой сферой применения психологического кон­сультирования является семейное консультирование, связанное с решением супружеских проблем, детско-родительских отношений, добрачных проблем, предразводных и послеразводных состояний.

Возрастное консультирование направлено на решение проблем психического развития ребенка на разных возрастных этапах, в том числе в периоды возрастных кризисов.

Значительное место занимает консультирование организаций, связанное с проблемами отбора персонала, с управлением персо­налом, формированием команды, планированием карьеры отдель­ных работников, прогнозом развития организации в целом.

Психологическое консультирование можно определить как не­посредственную работу с людьми, направленную на решение раз­личного рода психологических проблем, связанных с преодолением трудностей в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа [Алешина, 1994]. Психологический смысл консультирования заклю­чается в том, чтобы помочь человеку понять причины трудностей, проблем социальных взаимодействий в личных, семейных и про­фессиональных контактах. Основная задача психолога-консультан­та — помочь клиенту посмотреть на свои проблемы и житейские сложности со стороны, изменить психологические установки как на свои трудности, так и на отношения с другими людьми.

Основные области и направления психологического консуль­тирования, престиж и значение которого в общественном мнении заметно выросли, весьма обширны и многоаспектны и продолжа­ют обогащаться новыми социальными технологиями. Все это гово­рит о том, что процесс становления отечественной практической психологии обретает черты стабилизации и адаптации к новым социокультурным условиям и реалиям сегодняшнего дня. Прежде все­го произошло заметное выделение практической психологии как вида профессиональной деятельности и психологического консультиро­вания в частности. Теперь, оценивая взаимоотношения теории и практики в психологии, практическую психологию и психологи­ческое консультирование в том числе характеризуют как нечто существенно отличающееся и даже противоположное фундамен­тальной науке. Если целью последней выступает приращение зна­ний об общих закономерностях и механизмах возникновения и развития психических явлений, то практическая психология наце­лена на поиск решения жизненных проблем.

Разумеется, постановка проблемы является основой всякой на­уки, но профессионализм подхода практического психолога за­ключается в умении посмотреть на неразрешимую проблему в та­ком свете, что она становится разрешимой наличными средства­ми, найти такие стратегии и формы практической работы через индивидуальное консультирование, которые включали бы моде­лирование поведения на разных уровнях и самостоятельный поиск адекватных путей выхода из проблемных ситуаций.

В психологическом консультировании для каждой проблемной ситуации и каждой отдельной отрасли, где в настоящее время идет активное использование консультативной помощи психологов-практиков, намечаются специфические стратегии оказания пси­хологической помощи. Определим области и направления психо­логического консультирования в практической психологии, выде­лив те из них, которые уже можно назвать приоритетными, и те, которые только начинают испытывать потребность в профессио­нальном взаимодействии с прикладной психологией. Теоретичес­ки можно выделить три основных направления психологического консультирования. Это индивидуальное консультирование, про­фессиональное консультирование и организационное (его еще называют промышленное) консультирование. В каждом из этих направлений можно выделить специфические области, или сфе­ры, психологического воздействия.