Внеклассная работа и степень ее влияния на развитие социальных качеств личности
Внеклассная работа и степень ее влияния на развитие социальных качеств личности
Введение . 3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ . 9
ГЛАВА 1 . 9
§ 1. Место внеклассной работы в структуре социально-педагогической работы в школе и ее роль в социализации ребёнка. Формы организации внеклассной социально-педагогической работы . 9
ГЛАВА 2 . 26
§ 1. Современный подход к внеклассной работе. Новые формы внеклассной работы . 26
§ 2. Направления стратегии воспитания в современной школе . 29
§ 3. Исследовательская деятельность по проблеме внеклассной работы 38
Заключение . 47
Список использованной литературы: 53
приложение 57
Социальное воспитание детей является одним из важных факторов стабилизации общества. Социальное воспитание должно достигать двух целей: успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвития человека как субъекта деятельности и как личности.
Школы зачастую не могут выбрать необходимую направленность внеклассной и общешкольной работы. Это приводит к потере времени, интереса учеников и ухудшению отношений учеников и учителей.
Внеклассная работа формирует и развивает личность ребёнка. Управлять воспитательным процессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам, здесь добытое лично - добыто на всю жизнь.
Воспитание – целенаправленный процесс формирования гармонично развитой личности. Воспитание обеспечивает вхождение подрастающего поколения в жизнь общества, становление их активными субъектами.
Данная тематика достаточно широко рассматривается в литературе:
1. Харчев А.Г. Социология воспитания. Проблемы воспитания личности. М. «Политиздат», 1990 г.
2.Мальковская П.Н. «Социальная активность старшеклассников», М. «Педагогика», 1988 г.
3.Немировский В.Г. Социология личности, Красноярск, 1989 г.
4.Калечиц Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися, М. «Просвещение», 1980 г.
5. Никитина Л.Е. Социальное воспитание детей фактор стабилизации общества №7 за 1998 г.
В данной литературе проблема внеклассной работы рассматривается с разных точек зрения. Описываются этапы становления социально-педагогической работы в школе, отмечается сопряженность социальной работы с социальным пространством и его временными характеристиками. Так же отмечается возрастающая роль внеклассной работы в социализации ребенка. Указываются основные формы организации внеклассной работы. Описываются современные подходы к внеклассной работе, ее новые формы.
Рассматриваются направления стратегий воспитания в современной школе.
Школа в которой я проходила практику проводится эксперимент «Школа на улице Л. Толстого. Шаг в 21 век». Элемент новизны состоит в том, что в процессе исследования описана социально-педагогическая деятельность в контексте этого эксперимента.
Основная проблемадипломного проекта выражается в отсутствии:
· точного представления (научной системной картины) об эффективности воспитательной (социально-педагогической) работы в школе № 37
· Разработанных социально-педагогических технологий организации внеклассной работы.
Объектом исследования является внеклассная работа.
Предметом исследования были социально-педагогические механизмы воздействия внеклассной работы на личность ребенка, формирование социальных качеств, влияние заинтересованности учеников и учителей на эффективность внеклассной работы.
Цель дипломного проекта является оценка эффективности внеклассной работы, выработка рекомендаций по оптимизации социально-ориентированного процесса внеклассной работы
Задачи:
1. Определить степень заинтересованности учеников и учителей во внеклассной работе.
2. Определить степень совпадения интересов педагогического коллектива и учеников.
3. Определить место внеклассной и общешкольной работы в школьной жизни.
4. Определить направленность внеклассной работы (на развитие каких личностных качеств по мнению учителей должна быть направлена внеклассная работа).
Для решения поставленных задач в данном дипломном проекте использовались различные методы сбора социологической информации:
- Анкетирование – самостоятельное заполнение анкеты респондентами
- Интервьюирование – предполагает личное общение социолога с респондентом.
- Наблюдение- целенаправленное, систематезированное восприятие какого-либо явления с последующей фиксацией результатов на бланке или в дневнике наблюдения.
Ранее в школе проблемы внеклассной работы не исследовались, не была оценена важность влияния педагога на ученика, в данном дипломном проекте было выявлено влияние внеклассной работы на развитие личности, рассмотрена деятельность педагога как координатора процесса социализации и самовоспитания, по совершенствованию взаимодействия двух основных социальных субъектов, под воздействием которых формируется личность — общества и индивида.
Гипотезы:
1.Соцеально-педагогическая работа не является приоритетной в деятельности учителей предметников.
2.Социально-педагогические элементы включены в деятельность не всех учителей предметников.
3.Образовательный процесс строится без точного учета социального эффекта.
4.Воспитательная работа осуществляется вне контекста общей образовательной деятельности.
С помощью результатов исследования можно выделить основные направления оптимизации процесса внеклассной работы.
При оценке эффективности проводимой внеклассной и общешкольной работы я выделила основные критерии эффективности внеклассной работы:
1.Получение дополнительных внепрограммных учебных знаний. Индикатор: число учащихся, посещающих факультативные занятия , число учащихся назвавших нормой поведения чтение дополнительной литературы.
2.Занятия спортом, физическое совершенствование. Индикатор: число учащихся посещающих различные секций, число учащихся назвавших основными ценностями жизни здоровье, число учащихся назвавших нормой поведения занятия спортом
3.Занятия искусством. Индикатор: число учащихся принимающих участие в различных театральных постановках, КВНах, праздниках, и т. п. В
4.Исполнение социальной роли. Индикатор: число учащихся принадлежащих к различным общественным организациям, и занимающихся общественной деятельностью.
5.Занятия в русле избранной профессии. Индикатор: число учащихся обучающихся в профессионально-ориентированных классах, число профессионально-ориентированных учащихся.
6.Комфортность в школе. Индикатор: число учащихся ощущаюших себя «хозяевами школы».
7. Характеристика. Самооценка значимости своей личности учениками. Критерий. Возможность принимать решения, определяющие жизнь класса и школы. Индикатор:. Число учащихся имеющих возможность принимать решения, определяющие жизнь школы и класса.
9.Возможность и интенсивность общения с внешкольными партнерами. Индикатор: число учеников оценивших возможность общения.
Огромные социальные преобразования, происходящие в нашей стране, бурный научно-технический прогресс предъявляют всё более высокие требования к обучению и воспитанию каждого человека, к его образованию и воспитанию. В этих условиях становится особенно актуально формирование у всех людей творческого подхода, активной жизненной позиции в труде, в учёбе, в работе. Социологический подход к воспитанию недостаточен для педагогики, так как растущий человек осваивает информацию активно и избирательно. В психологии и педагогике социальная среда понимается как объективно пережитая человеком объективная реальность. Воспитательная среда часть социальной среды, которая специально создаётся для формирования субъектов общественной деятельности на всех уровнях общественной жизни.
В настоящее время выделяют такие приоритетные направления воспитания личности, как осуществление возрастного подхода в процессе создания благоприятной среды воспитания, укрепление духовных контактов между воспитателями и воспитанниками в ходе сотрудничества в общем деле и ответственного отношения к нему; постоянное побуждение человека к самовоспитанию, к самообразованию.