Воспитательная функция государственной службы

Воспитательная функция государственной службы

Содержание

Введение

1. Сущность воспитания

2. Основные методы воспитания и рекомендуемые условия их выполнения

3. Принципы воспитания

Заключение

Список литературы

Введение

"Искусство воспитания, - писал в свое время известный русский педагог К.Д. Ушинский, - имеет ту особенность, что почти всем оно окажется делом знакомым и понятным, а иным делом легким, - и чем понятнее и легче кажется оно, тем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все знают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденные способности и умения, то есть навыки; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденных способностей и навыков, необходимо еще и специальные знания …". Для того чтобы успешно осуществлять воспитательную деятельность, руководителю нужно овладеть искусством воспитания.

Все руководители, работающие в каждодневном контакте с другими людьми, должны развивать свое умение обучать и воспитывать. Это прежде всего относится к тем, в чьих отделах есть сотрудники, долго работающие в одной и той же должности. В этих случаях обучение и развитие играют важную роль в возникновении заинтересованности и повышении компетентности.

Почти каждый человек обладает значительным потенциалом для личного и профессионального роста, и по мере удорожания человеческих ресурсов становится все более важно задействовать этот потенциал. Развитие людей – это ключевой элемент управленческой эффективности, который позволяет влиять на моральный климат и поднимать жизненный статус, не затрагивая непосредственно производственные показатели. Этот важный аспект управления обычно недооценивается.

Данная контрольная работа – попытка всесторонне рассмотреть воспитательный процесс в государственной службе, его основные понятия, принципы и методы.

1. Сущность воспитания

Воспитание, особенно в государственной службе имеет дело с развитием вполне определенных личностных качеств человека, обусловленных требованиями предприятия или организации, в которых он работает, нацелено на формирование личности, которая необходима цивилизованному обществу. Известно, что человек не рождается личностью, а становиться ею общаясь с другими. Только в общение, в деятельности раскрываются заложенные в нем природой свойства, которые вне общения остаются "вещью в себе".

Из теории воспитания известно, что развитие и формирование личности связано с проблемой соотношения природных и социальных свойств человека. По этому поводу известны ряд точек зрения, крайними из которых являются взгляды на воспитание как на развертывание инстинктов и импульсов (американский педагог Джон Дьюи, 1859 – 1952) и как на чистую "доску", которая ведет свое начало со времен французских философов – материалистов 18 века. Эти крайние точки зрения на проблему воспитания оказались довольно стойкими и дошли до наших дней, хотя очевидна их одногранность.

Согласно идеям современных антропологов развитие человека зависит от комплексного воздействия на него природных и социальных факторов: наследственности, географической среды, социального окружения и общественной деятельности. Ведущее место здесь занимают социальные факторы, среди которых выделяются макросреда и микросреда.

Макросреда – это общество в целом. Человек трудиться и общается с людьми, которые находятся в свойственных этому обществу отношениях, на которых осуществляет свое действие вполне определенная идеология, мораль, право, общественные организации, литература и искусство. Все это оказывает влияние на человека, все воспитывает. Микросреда – представляет собой коллектив и различные неформальные группы, в которых человек непосредственно исполняет свои обязанности, воздействие которого безгранично.

Природно-географическая среда (климат, география) также воспитывает человека, сказывается на качествах людей, влияют на их характер. Наследственность порождает у людей определенные задатки (например, к музыке, математике, различным аспектам деятельности). Все это выдвигает необходимость учитывать способности работников и их пригодность к различным аспектам трудовой деятельности. Однако ни географическая среда, ни наследственность не могут сравниться по силе воздействия с трудовым коллективом и руководителем.

Воспитание в широком смысле слова понимается как социальное формирование личности и коллектива, которое осуществляется всем укладом нашей жизни, то есть под влиянием макросреды. В этом плане воспитание исследуется целым рядом наук – философией, социологией, этикой, правовыми науками и т.д. педагогика рассматривает в основном узкое целенаправленное воздействие воспитателя на объекты воспитания (личность и коллектив), которое может быть прямым или опосредованным.

При прямом воздействии объектом воспитания является личность воспитуемого, а предметом – ее качества. В этом случае воспитание избирает цель и средства воздействия и непосредственно побуждает личность (коллектив) к необходимым определенным действиям и поведению. При опосредованном (непрямом) воздействии объектом также является личность или коллектив, однако средства и приемы воспитания в этом случае направлены не на сами объекты, а на среду, главным образом социальную, преобразуя которую изменяется воспитуемый.

Процесс воспитания выглядит как система педагогических воздействий руководителя на личность, а также на различные звенья коллектива (группы, комиссии, подразделения и т.п.), которое отражает в их изменении поведения. Если воздействия принимаются, то формируются положительные качества, если нет, то вместо них могут сформироваться отрицательные. Сам руководитель не в силах заставить своих подчиненных воспринять его идеи вопреки их желаниям. Эта закономерность, открытая известным психологом С.Л. Рубинштейном помогает понять многие стороны воспитания. "…Общественные требования, - отмечал С.Л. Рубинштейн, - не проецирует механически в человека; эффект этих внешних воздействий, общественных в том числе, зависят от внутренних условий, от той "почвы", на которую эти воздействия падают. Всякая эффективная воспитательная работа имеет своим внутренним условием собственную нравственную работу воспитуемого, которая, естественно, завязывается в каждом сколько-нибудь вдумчивом и чутком человеке вокруг собственных поступков и поступков других людей при наблюдении последствий человеческих поступков – того, как наши поступки сказываются на других людях и поступки других людей на нас самих. Успех работы по формированию духовного облика человека зависит от этой внутренней работы, от того, насколько воспитание оказывается в состоянии ее стимулировать и направить. А этом – главное".

Если воспитательное воздействие руководителя оказывается без опоры на внутреннюю переработку воспитуемого, то создается почва для порождения решительного протеста. Пользы от такого воздействия, естественно, мало, а вред большой: формальное соблюдение человеком устоявшихся в обществе норм поведения, то есть внешнее приспособление к ним, не может формировать у него подлинного устремления к достижению поставленных целей. Нужна искренняя внутренняя переработка воздействия. Руководитель, если он действительно хочет воспитать у подчиненного необходимые качества, должен находить у подчиненных внутренний отклик на свои действия, иначе на поверхность выйдет фальшь.

В практической воспитательной деятельности руководитель может воспользоваться целой серией педагогический воздействий (или методов).

2. Основные методы воспитания и рекомендуемые условия их выполнения.

Все методы можно подразделить на две категории:

1). Методы, оценивающие деятельность подчиненных:

- поощрения

- порицания

2). Методы, побуждающие к выполнению вполне определенных действий:

- убеждения

- побуждения

Метод убеждения. В мировой практике воспитания убеждение – главный метод воспитания. Сущность убеждения заключается в воздействии словом и делом на сознание воспитуемого (исполнителя), обеспечивая воспитание у людей морально-политических качеств. Убеждать – значит разъяснять. Успех этого метода в управлении зависит от ряда условий, которые государственный служащий должен соблюдать: