Источники коммерческого права
Источники коммерческого права
Введение
1. Общее понятие источников коммерческого права.
2. Коллизии старого и нового законодательства в сфере коммерческого права и их характеристика.
Список использованной литературы
Введение
Проблемы правового регулирования хозяйственной жизни привлекают к себе пристальное внимание отечественной юридической науки, создавшей ряд оригинальных и в разной степени адекватных развитию хозяйственного законодательства юридических теорий.
В 90-е годы в СССР начался переход от плановой к рыночной экономике, от одной экономической модели к другой. Все это потребовало изменения сложившейся ранее концепции коммерческого (предпринимательского) права.
Современная концепция предпринимательского права изменила представления о предмете, по сравнению с прежними теориями. Сообразно этим представлениям в сферу предпринимательского права перешли и отношения, возникающие в процессе реализации собственности граждан для производства товаров, то есть предпринимательские отношения. Расширилось и число субъектов – участников хозяйственных отношений.
Целью данной работы является исследование важнейших источников коммерческого права их эволюции в связи с переходом на новые отношения и краткая их характеристика.
1. Общее понятие источников коммерческого права.
Под источниками права понимают формы выражения норм права. Источниками предпринимательского права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие хозяйственные отношения.
Источниками предпринимательского права являются Федеральные законы, законодательные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, инструкции министерств и ведомств РФ) и обычаи делового оборота.
Нормы предпринимательского права содержатся в Конституции РФ, в ряде конституционных законов, например, в Законах РФ об арбитражном суде; в федеральных законах, например. Гражданском кодексе РФ.
Возникает вопрос о разграничении гражданского и предпринимательского законодательства. Не поднимая дискуссии о месте предпринимательского права в системе права, отметим, что в связи с принятием нового Гражданского кодекса РФ 1994 г. предпринята попытка регулировать предпринимательские отношения путем включения их в предмет гражданского права, отсюда по мнению авторов нового кодекса (С.С.Алексеев, Е.А.Суханов, В.Ф.Яковлев и др.) предмет хозяйственного (предпринимательского) права вошел в предмет гражданского права.
Круг отношений, не урегулированных Гражданским кодексом, отражен в приведенном разделе о системе предпринимательского права. Особое место в этой проблеме занимают так называемые вертикальные отношения, т.е. предприниматель - орган управления. Эти отношения не регулируются гражданским правом, не регулируются комплексно и административным правом.
Таким образом, одновременный подход к предмету и источникам предпринимательского права не подходит. Нужно системно-правовое регулирование однородных хозяйственных отношений и здесь на первый план выходит проблема кодификации предпринимательского законодательства, т.е. разработка хозяйственного кодекса.
Рассматривая источники предпринимательского права, нельзя обойти и еще одну проблему, а именно, об экономической роли государства. Сторонники одномерного подхода (либо гражданско-правового, либо административно-правового) регулирования хозяйственных отношений, исходя из экономической теории монетаризма и в юридической науке проводится мысль об ограничении государственного регулирования экономики (т.е. идея саморегулирования рынка). Современная научная концепция предпринимательского права в данном вопросе должна занимать следующую позицию:
1. Хозяйственные (предпринимательские) отношения, как часть имущественных отношений, имеют качественное отличие (например: отношения в договорах купли-продажи велосипеда гражданином и в договоре поставки продукции производственно-технического назначения) и должны быть урегулированы специальным законодательством - хозяйственным кодексом, как в зарубежных странах.
2. Монетаристский взгляд на государство, как на пассивный элемент регулирования хозяйственных отношений, наносит ущерб экономической безопасности страны. Роль государства не может быть сведена к созерцанию хозяйственной деятельности (регистрация, выдача лицензий и т.д.). Нужна активная защита интересов общества и граждан, но эта деятельность должна быть закреплена законом, хозяйственным кодексом.
3. Государство должно установить правило хозяйствования субъектов, т.е. те требования, которые предъявляются к хозяйствующим субъектам. Сейчас эти требования (экологические, налоговые, бухгалтерско-отчетные, по стандартизации и т.д.) содержатся в сотнях нормативных актах. Все это должно войти в хозяйственный кодекс.
4. Система публичного законодательства (уголовное, административное и т.д.), устанавливающая ответственность за нарушение правил хозяйствования с целью защиты интересов общества и граждан.
2. Коллизии старого и нового законодательства в сфере коммерческого права и их характеристика.
Особое значение для системы источников предпринимательского права имеют судебная практика и руководящие разъяснения пленумов. Именно в судебной практике можно найти правовую опору для ограничения произвола исполнительной власти и эйфории законодателей.
Анализ предпринимательского законодательства позволяет выделить несколько групп источников, часто вступающих в коллизию друг с другом:
1) Законы, принятые в бывшем СССР; например: Основы законодательств об арендных отношениях в СССР и союзных республиках.
2) Законодательство РСФСР, принятое в перестроечный период; например: Закон «Об инвестиционной деятельности в РСФСР».
3) Законы и подзаконные акты, принятые после 12 июня 1992 г., с последующими изменениями и дополнениями; например: Закон Российской Федерации «О стандартизации», «Об охране окружающей Среды».
Весь этот нормативный массив законодательства принимался в разное время. Более того, при различных политических и правовых условиях и, собственно, отличается своей противоречивостью.
Советское и современное Российское хозяйственное законодательство никогда не было кодифицировано. В настоящее время основной массив нормативных актов составляют приказы и инструкции министерств и ведомств Российской Федерации, так как законами Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации урегулированы не все хозяйственные вопросы.
Вот некоторые тенденции, характеризующие современное предпринимательское законодательство:
1. Многие предписания Российского предпринимательского законодательства не порождают ни юридических прав, ни обязанностей. Они лишь в самом общем виде ставят задачи и описывают желаемое положение дел. Однако, сколько ни писать слова «приняты меры к пресечению противоправной деятельности», от этих слов результата не будет. Сами по себе правильные слова ничего Изменить в жизни не способны. Эта формулировка взята из пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 29 октября 1992 г. № 1311 «О мерах по защите прав покупателей и предотвращении спекуляции». Для их реализации необходимо создание конкретных юридически закрепленных правил поведения и контроль со стороны исполнительной власти за их осуществлением.
2. В современном предпринимательском законодательстве существует часто употребляющийся термин «ответственность». Этот термин имеет различное значение. В одних случаях «ответственность» является синонимом обязанности. В других, что значительно чаще, под этим термином понимается сознание долга (чувство ответственности) перед обществом, государством, народом, наконец, перед страной, побуждающей выполнить возложенное на хозяйственный орган или должностное лицо обязанность. И, наконец, в третьих, речь идет о юридической ответственности, основанием возникновения которой является правонарушение.
Вероятно, разработчики проектов законодательных и других нормативных актов (центральные органы государственной власти и управления) не заинтересованы установлением юридической ответственности за отклонения от предписанных правовыми нормами поведения ни в отношении управленческих органов своих систем, ни тем более центральных аппаратов. Так, в Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации на 1992 год, утвержденной Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11 июля 1992 г. № 2981-1 в разделе третьем декларируется, что «персональная ответственность» за выполнение заданий Программы возлагается на председателей комитетов по управлению имуществом и фондов имущества всех уровней.