Автомобильная промышленность в РФ и СНГ
Автомобильная промышленность в РФ и СНГ
План
I. Развитие и сдвиги в размещении автомобильной промышленности в XX -ом веке.
II. II. Общая характеристика автомобильной промышленности.
III. Факторы, влияющие на размещение отрасли.
IV. Современная география автомобильной про мышленности.
V. основные проблеемы и перспективы дальнейшего развития автомобильной промышленности.
I. Развитие и сдвиги в размещении автомобильной промышленности в XX –ом веке.
Автомобиль, автомобильная магистраль, автомобильный парк, автомобильная промышленность, автомобильный транспорт, автомобильные войска вооруженных сил и правоохранительных органов, автомобильный спорт, автомобильный полигон, автомобильный рынок, автоводитель-профессионал и автоводитель-любитель - вот тот небольшой перечень понятий, который отражается во всех энциклопедиях и словарях и представляет собой совокупность функций, предметов и действий, пронизывающих жизнь современного индустриального общества. Что такое автомобильная промышленность в современном постиндустриальном государстве? Эту отрасль по своей структуре, массовости и объемам производства в настоящее время, проведя аналогии, можно сравнить с такими новыми постиндустриальными отраслями, как вычислительная техника и информационные технологии: огромные национальные и международные автомобильные и компьютерные корпорации; высокий уровень кооперации производственного процесса; всепроникающие системы сервисного обслуживания автотранспорта и информационных технологий; наличие и постоянный рост, с одной стороны, огромного количества высококлассных специалистов и, с другой, массовое использование как автомобилей, так и компьютеров квалифицированными пользователями, обладающими необходимым уровнем знаний, которые к настоящему времени представлены практически всем взрослым населением страны, включая учащихся. Таким образом, и автомобиль, и компьютер представляют собой коммуникационную среду современного постиндустриального общества.
Как и во многих других странах, в России автомобильная промышленность получила своё развитие в развитых машиностроительных центрах (Ярославль, Нижний Новгород,Москва), где было налажено в основном мелкосерийное производство автомобилей. После революции в Москве построили завод ЗИЛ, который изначально был задуман как завод, специализирующийся на выпуске грузовых автомобилей, так как именно они требовались стране, в частности, для поднятия сельского хозяйства и моторизации армии. Но один ЗИЛ не мог обеспечить всю страну грузовиками. Поэтому для более полного обеспечения грузовиками страны под умелым руководством Сталина и Форда в рекордные сроки возвели завод ГАЗ. Страна более-менее выходит из кризиса, городу требуются транспортные средства, начинается выпуск легковых автомобилей на заводе КИМ.
Основную роль в сдвиге в размещении автомобильной промышленности сыграла Великая Отечественная война. Т.к. немцы вели бомбёжку, принимается решение частично перенести автомобилестроительные заводы в восточную часть России, в целях обеспечения бесперебойного производства автомобилей, в частности ЗИЛ был перенесён часть в МИАСС (Ныне УралАЗ), а часть в Ульяновск (УАЗ). В то время запасные части, в частности кованые и штампованные делали и заготовки, делал Челябинский завод кузнечно-прессового оборудования. Осуществлял производство карбюраторов, радиаторов и других узлов систем питания, охлаждения и смазки Шадринский автоагрегатный завод.
Автомобильная промышленность Российской Федерации на протяжении всех послевоенных лет наращивала как объем выпуска продукции, так и свой научно-технический потенциал, постоянно уменьшая разрыв в техническом уровне между отечественными машинами и лучшими зарубежными аналогами.
Однако общая нестабильная экономическая и политическая обстановка, сложившаяся в стране в последние годы, привела вначале к замедлению темпов роста, а в 1991 - 1994 гг. - и к существенному сокращению производства автомобильной техники, объема выполняемых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Эта проблема стала особенно острой в научно-исследовательских институтах отрасли: они практически полностью прекратили поисковые исследования и разработку перспективных концептуальных машин, их узлов и систем, что, безусловно, отразилось на техническом уровне наших автомобилей.
Главные причины такого положения –
1)это существенное сокращение государственного финансирования научных разработок; 2)незаинтересованность предприятий вкладывать деньги в долгосрочные проекты.3)определенная растерянность руководства научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций, их неготовность искать новые формы работ и организации своей деятельности. Правда, в последнее время многие научно-производственные организации, институты и заводские конструкторские подразделения вместе с вновь созданными государственными и коммерческими структурами начали приспосабливаться к новым, рыночным условиям. Доказательство тому - возобновление в 1993 г. работ по созданию программ развития автомобилестроения в Российской Федерации и ряде других государств СНГ, развитию автобусостроения и др.
II. Общая характеристика автомобильной промышленности.
Состояние дел в отечественном автомобилестроении в настоящее время нестабильно.
Стремительный рост цен вследствие их либеризации в 1992 г. вызвал неплатежеспособность предприятий, привел к недостатку оборотных средств, сдерживанию процесса производства и дестабилизации их финансового положения. Имеют место резкий спад инвестиционной активности, свертывание долгосрочных строительных программ. О глубоком свертывании деловой активности свидетельствует, например, тот факт, что из 393 пусковых объектов автомобильной промышленности, финансируемых за счет средств федерального бюджета, только три приняты в эксплуатацию и на трех объектах осуществлен частичных ввод мощностей.Хотя в общем за эти 10 лет структура автомобильной промышленности не претерпела значительных изменений:новых крупных производителей не появилось,концентрация производства не уменьшилась,а конкуренция между крупными автозаводами практически отсутствует.
В автомобильной промышленности, как и во всем машиностроении, усиливаются центробежные тенденции в отношениях между традиционными партнерами, рушатся кооперационные связи предприятий, которые оказались разделенными границами вновь образовавшихся независимых государств. таблиц Для наглядности приведу несколько таблиц:
ТАБЛИЦА 1
В автомобилестроении (без учета производства мотоциклов и велосипедов) в апреле 1998 года по сравнению с апрелем 1997 года произошло увеличение объема производства продукции в штучном выражении на 6.3%. Наилучший результат по сравнению с апрелем 1997 года зафиксирован в производстве троллейбусов (рост производства составил 57.1%). Наихудший результат зафиксирован в производстве автобусов (падение производства составило 17.5%).
По сравнению с предыдущим месяцем (мартом 1998 года) в апреле 1998 года рост производства составил 3.5%. Следует отметить, что в апреле 1997 года рост производства в автомобилестроении по сравнению с мартом 1997 года составлял 9.6%. Таким образом, наблюдается незначительное снижение темпов роста производства в данной подотрасли машиностроения. Наилучший результат по сравнению с предыдущим месяцем в апреле 1998 года зафиксирован в производстве легковых автомобилей (рост 4.2%). Наихудший – в производстве автобусов (падение 11.3%)
Рост производства за первые 4 мес. 1998 года по сравнению с аналогичным периодом 1997 года составил 6.8%. Наибольший рост наблюдался в производстве троллейбусов – 26.1%. Наименьший рост – в производстве легковых автомобилей (4.7%).
По предварительным данным Госкомстата, в мае 1998 года по сравнению с апрелем 1998 года в автомобилестроении произошло падение производства на 27.6%. Если эти данные подтвердятся, то можно говорить о начале очередного спада в отечественном автомобилестроении после более чем 3-летнего роста. Последний раз падение производства в автомобилестроении в штучном выражении продукции было зафиксировано по итогам 1994 года по сравнению с 1993 годом. Тогда падение составило более 40%. Причиной резкого сокращения производства в мае 1998 года может служить кризис перепроизводства на АвтоВАЗе. Продукция АвтоВАЗа составляет более 60% продукции отечественного автомобилестроения, что ставит в зависимость результаты всей отрасли от состояния производства на данном заводе.