Борьба за живучесть судна
Борьба за живучесть судна
ПЛАН
1. Конструктивные меры непотопляемости судна.
2. Конструктивные меры пожаробезопасности.
3. Системы пожаротушения.
4. Борьба с пожаром.
5. Спасательные средства на судне.
6. Аварийное снабжение судна.
7. Борьба с водой.
Под непотопляемостью судна понимается его способность оставаться на плаву после затопления части помещений (отсеков) и сохранять остойчивость, достаточную хотя бы для ограниченного использования его по назначению. Непотопляемость судна обеспечивается: конструктивными мерами при постройке, организационно-техническими – в процессе эксплуатации, оперативными действиями (борьбой за непотопляемость) – после получения пробоины.
Основным конструктивным мероприятием, разрабатываемым еще на стадии проектирования судна, является создание достаточного запаса плавучести и правильного его использования при повреждении корпуса. Запас плавучести определяется высотой надводного борта; рациональное подразделение судна на водонепроницаемые отсеки продольными и поперечными переборками способствует минимальному расходованию этого запаса при повреждении корпуса и затоплении одного или группы помещений.
Гибель судна от потери плавучести происходит в течение длительного (несколько часов, а иногда и суток) периода, что позволяет провести работы по спасению экипажа и пассажиров. При потере остойчивости судно опрокидывается за считанные минуты, что влечет большое число жертв. Поэтому требуется, чтобы обреченное судно тонуло, не опрокидываясь, т. е. запас плавучести должен расходоваться раньше; чем запас остойчивости. Это обстоятельство также учитывается при выборе размеров и расположения водонепроницаемых отсеков.
Среди основных предупредительных организационно-технических мероприятий по обеспечению непотопляемости судна в первую очередь следует назвать систематическую учебу личного состава; содержание в исправном состоянии всех водонепроницаемых закрытий; периодическую проверку на герметичность всех водонепроницаемых отсеков; строгое соблюдение инструкций по приему и расходованию жидких грузов; поддержание всех технических средств борьбы за живучесть судна в состоянии, гарантирующем их немедленное использование.
В борьбу за непотопляемость экипаж судна обычно вступает после аварии, при этом он должен определить место и характер повреждения, предотвратить, по возможности, распространение воды, заделать пробоину, в максимальной степени восстановить остойчивость поврежденного судна и спрямить его.
Остойчивость восстанавливается путем откачки фильтрационной воды из помещений, смежных с затопленным отсеком, спуска воды в нижележащие помещения (цистерны), балластировки судна забортной водой. Спрямление судна подразумевает уменьшение (в идеале устранение) крена и дифферента. Мероприятия по спрямлению судна: осушение затопленных отсеков после заделки пробоины, перекачка жидких грузов, контрзатопление неповрежденных отсеков.
Общий принцип, которого придерживаются при борьбе за непотопляемость судна, формулируется следующим образом: восстановление остойчивости и спрямление судна должны проводиться таким образом, чтобы при этом запас плавучести расходовался в наименьшей степени.
Варианты возможных затоплений прорабатываются еще на стадии проектирования судна. На их основе составляется специальная документация в виде, например, «Информации по непотопляемости для капитана», где содержатся рекомендации по наиболее эффективной борьбе за живучесть судна после аварии.
В результате возникновения пожаров на судах наносится ущерб имуществу, сгорают жилые и служебные помещения, гибнут люди от огня в задымленных помещениях, и, в особо тяжких случаях, гибнет судно.
Пожары на судах происходят от:
- неосторожного обращения с открытым огнем, нагревательными приборами, от курения;
- неисправности электрокабелей, электрооборудования, освещения, нарушения правил эксплуатации судовых механизмов;
- попадания топлива на раскаленные и горячие поверхности механизмов, выхлопных трубопроводов;
- искрообразования при работе котлов, камбузов и при ударах;
- воспламенения горючих газов и паров нефтепродуктов;
- нарушения правил производства сварочных работ;
- разрядов статического и атмосферного электричества;
- самовозгорания и самовоспламенения грузов;
- смешения несовместимых опасных грузов
Значительную опасность для возникновения и развития пожара, представляют собой горючие материалы, входящие в судовое снабжение (лаки, краски, растворители, карбид и др.). При погрузке их на судно и хранении в кладовых необходимо соблюдать требования совместимости. Например: - горючие жидкости не должны храниться вместе с окислителями и сильными кислотами.
Судовая система вентиляции может являться путем развития пожара по каналам из одного отсека (помещения) в другой. Вентиляция должна быть отключена, а ее каналы перекрыты после того, как из аварийного помещения выведены люди.
Вентилирование не должно прекращаться в помещениях и отсеках судна, пока там находятся люди.
Для обнаружения пожара в судовых помещениях могут быть установлены датчики автоматической электрической системы сигнализации – дымовые и тепловые.
Дымовые устанавливаются в трюмах, МП, на камбузах и кладовых. Тепловые – в жилых, служебных, производственных помещениях, а также в МП, трюмах, на камбузах.
На судах используются следующие системы пожаротушения:
- водопожарная – воздействует на зону горения, охлаждая ее;
- спринклерная – то же;
- водораспыления – то же;
- водяных завесов – воздействует на зону горения, охлаждая ее, создает преграду распространения огня;
- водяного орошения – охлаждает конструкции;
- паротушения – разбавляет окислитель и частично охлаждает зону горения;
- углекислотного тушения – разбавляет окислитель;
- инертных газов – то же;
- тушения хладонами – ингибирует (снижает интенсивность) процесс горения;
- пенотушения – изолирует горючие вещества от зоны горения;
- порошкового тушения – изолирует горючие вещества и ингибирует горение.
Водопожарная система состоит из насосов (основных и аварийного), трубопроводов, пожарных кранов (рожков), рукавов и стволов.
Система пенотушения состоит из емкости для хранения пенообразователя, подводящих трубопроводов, смесительного устройства и пеногенераторов. Судовые магистрали, пожарные краны и рукава общие с водопожарной системой.
Углекислотные системы подразделяются на:
- высокого давления, когда CO2 хранится под давлением 60 атм. В специальных баллонах 40-50л;
- низкого давления – углекислый газ содержится в изотермической цистерне при температуре около –200С и давлением несколько выше атмосферного.
От станции по специальным трубопроводам СО2 подается в помещение, где распыляется с помощью выходных головок.
Хладоновая система, устанавливаемая в МП, грузовых трюмах и некоторых других помещениях судна, состоит из станции в специальном помещении, где размещаются емкости для хранения хладона и пусковой аппаратуры, разводящих трубопроводов и головок-распылителей, размещенных равномерно в охраняемых помещениях.
В случае возникновения пожара, по общей судовой тревоге необходимо:
- остановить движение судна, а в случае необходимости развернуть так, чтобы пламя и дым сбивались ветром за борт;
- вывести людей из опасной зоны;
- задраить все двери (противопожарные) и заслонки;
- выключить вентиляцию;
- герметизировать корпус судна, задраить водонепроницаемые закрытия, имеющие маркировку ТП и иллюминаторы, запорные устройства судовой вентиляции и имеющие маркировку Т;
- запустить насосы водопожарной системы;
- все стационарные системы пожаротушения и противопожарное снабжение привести в полную готовность к немедленному действию;
- с разрешения капитана судна отключить электроэнергию в районе, охваченном пожаром;
- командир аварийной партии посылает группу разведки пожара на место пожара;
- шлюпки, оказывающиеся под угрозой огня приспустить или спустить на воду