Военно-промышленные комплексы США и России
Военно-промышленные комплексы США и России
Введение
В 90-е годы военно-политическая обстановка в мире качественно изменилась. Нет непосредственной угрозы ядерной войны, уменьшилась роль военной силы как инструмента внешней политики. Однако необходимость поддержания внутреннего порядка, охраны границ, защиты территориальной целостности государства, обеспечения его безопасности и обороноспособности при существующих еще факторах военной опасности требует от любого члена мирового сообщества уделять серьезное внимание оснащению своих вооруженных сил современным военным оборудованием. Военно-промышленная база большинства стран мира чаще всего не в состоянии удовлетворить все потребности национальной армии в вооружениях, и спрос на них покрывается за счет импорта. Мировая торговля вооружениями и военной техникой (ВВТ) продолжает занимать одно из наиболее заметных мест в системе межгосударственных связей.
Вообще мировая торговля обычными вооружениями продолжает концентрироваться в руках узкого круга экспортеров и покупателей. Так, на долю шести основных стран-поставщиков в 1996 году пришлось почти 90% всех продаж, а на долю 30 основных импортеров более 84% всех закупок ВВТ в мире[10,55].
Бесспорным лидером в торговле военной продукцией в 90-х годах являются Соединенные Штаты Америки, резко увеличившие свое присутствие на мировом рынке вооружений и военной техники после окончания холодной войны. Так, только за период 1992-1996 гг. США поставили другим странам основных видов обычных вооружений на сумму 61,686 млрд. долл., что составляет 51,7% всех мировых поставок в
-4-
данные годы. В 1996 г. доля США на мировом рынке ВВТ составила 44,5% или 10.228 млрд. долл.[5,100]. В обозримом будущем США, по всей вероятности, сохранят на рынке оружия свои позиции, хотя и не исключено некоторое падение их относительного веса в общемировом экспорте продукции и услуг оборонного назначения. По некоторым данным, Соединенные Штаты к середине 90-х годов поставляли оружие почти в 150 стран мира, продолжая в тоже время наращивать свои усилия по проведению в жизнь активной экспортной политики. При этом многими экспертами выделяется ряд конкретных причин, по которым мировые импортеры предпочитают именно американское оружие: во-первых, высокий технический уровень предлагаемой военной продукции; во-вторых, комплексные условия сделок и надежность послепродажного обслуживания ВВТ; в-третьих, постоянно усиливающееся политическое давление госаппарата США на своих торговых партнеров; и в-четвертых, перестройка производственной и сбытовой деятельности американских военно-промышленных компаний с ориентацией специально на внеш6ние рынки.
-5-
1.Военно-промышленный комплекс США в 90-е годы
Рост боеспособности вооруженных сил США явился результатом претворения в жизнь доктрины Клинтона. В ней главное внимание сосредоточено на совершенствовании перспективного наукоемкого оружия, на расширение масштабов использования высоких технологий и, главное, ставится задача всемерно содействовать дальнейшей реструктуризации военно-промышленных фирм и научно-технических центров, способных разрабатывать и осваивать эти технологии. Военно-промышленная доктрина становится частью общей стратегии национальной безопасности, а национальная научно-техническая и индустриальная база – важнейшим элементом этой стратегии.
Эта стратегия явилась результатом мировой технической революции. Эта революция берет начало в гражданской сфере. В ее основе находятся две движущие силы. Первая – развитие информационных технологий, которые преобразили экономическую и социальную жизнь и привели к многочисленным последствиям в военной сфере. Одно из таких последствий – разработка само наводящего на цель оружия. Различные типы электронных систем для сбора разведывательных данных с их все всевозрастающими возможностями, а также компьютеры, способные собирать и распределить среди потребителей массу информации из этих источников, также связаны с информационными технологиями.
Подъем экономики США и других стран является второй движущей силы. Ее главная особенность – все возрастающая способность гражданской сферы коммерциализировать функции военно-промышленной деятельности. Это – осуществление частными
-6-
контрактными фирмами большинства мероприятий по тыловому обеспечению вооруженных сил, использование военными организациями коммерческих спутников и других гражданских авиационно-космических систем для военных коммуникаций и сбора разведывательных сведений вместо того, чтобы тратить деньги на разработку собственных систем.
Доступ богатых стран к широкому кругу военных товаров и услуг, включая услуги опытного персонала по обслуживанию и применению высокотехнологичных видов оружия, дает этим странам возможность сокращать или ликвидировать собственные научно – производственные базы и таким образом более эффективно использовать военные бюджеты.
Произошла трансформация форм ведения боевых действий, означающая изменение соотношения между наступлением и обороной, местом и временем, огнем и маневром. Будущая война будет, скорее, гигантской дуэлью с применением “умных” боеприпасов, а не напоминающей шахматы игрой с маневрированием и занятием позиций. Доминирующие до наших дней “платформы”: корабли, самолеты, танки, БМП, бронетранспортеры утрачивают свое значение. Важнейшую роль начинает играть качество оборудования и вооружений, оснащенных сенсорами и электроникой всех видов.
Современная революция в военном деле предоставляет колоссальные возможности странам, которые могут позволить себе приобрести или создать дорогое современное оружие и научиться использовать его. Однако только США с их оборонным бюджетом, в 15 раз превышающим бюджет России, могут полностью использовать результаты этой революции.
Вполне естественно, что революция в военном деле повлечет за собой существенные изменения в научно-технической и производствен-
-7-
ной деятельности военной промышленности. Еще в 1986 г. для выработки стратегии создания перспективных вооружений министерство обороны США создало специальную комиссию, в которую вошли видные политические деятели, экономисты и военные специалисты. Комиссия рекомендовала сконцентрировать усилия создателей этого вооружения на максимальном использовании всех имеющихся научно – технические возможностей. Особо рекомендовались технология “Стелс”, электронные системы выявления и контроля целей, способные обеспечить их уверенное поражение.
В 1987 г. конгресс США сформулировал программу сбалансированного развития военной техники путем форсированного использования новых технологий при создании боеприпасов высокой точности. Реализуя эту программу, министерство обороны разработало в 1988 г. программу “Инициатива в области обычной обороны”, предусматривающую резкое повышение боевых качеств обычного вооружения. В программу входило создание оружия высокой точности для уверенного поражения целей, а также системы разведки, связи, командования, обеспечивающей получение, обработку и передачу информации, которая необходима для эффективного использования всех видов вооружения и военной техники. Реализация научно-технической политики в области создания новейших перспективных видов вооружений началась в конце 80-х годов. Ее главной составляющей явился непрерывный рост ассигнований на закупку средств связи и электроники, составивших в середине 90-х годов около 40% всех ассигнований по статье “Закупка вооружений и военной техники”.
Следует, однако, отметить, что этот общий показатель, характеризующий степень насыщения электроникой всех вооруженных
-8-
сил страны, не отражает уровня научно-технических достижений по отдельным видам вооружений и военной техники. Более точное представление дает показатель по наукоемкости, определяемый уровнем электронного оборудования, встроенного в образцы вооружений. По этому показателю наиболее наукоемким видом вооружения и военной техники являются космические системы, где эта доля в стоимостном выражении составляет 67-70%, далее идут ракетная техника – 40-48, военно-морская техника – 34-36, авиация – 27-29 и, наконец, бронетанковая техника – 16-21%[5,102]. Специалисты считают, что в дальнейшем доля встроенного электронного оборудования будет резко возрастать. Особо это касается разведки, связи, командования и контроля.