Акцентуации характера в подростковом возрасте

Акцентуации характера в подростковом возрасте

Содержание:

Введение 3 стр.

1. Характер как индивидуальная характеристика

личности 4 стр.

1.1 Понятие характера 4 стр.

1.2 Акцентуации характера 5 стр.

1.3 История исследований акцентуаций характера 5 стр.

1.4 Явная и скрытая акцентуация 6 стр.

2. Акцентуация характера у подростков 9 стр.

2.1 Акцентуации характера в подростковом возрасте 9 стр.

2.2 Причины акцентуаций характера 9 стр.

2.3 Роль акцентуаций характера в формировании личности 9 стр.

2.4 Сопоставление классификаций акцентуаций характера 9 стр.

2.5 Классификация акцентуаций характера по А.Е. Личко 10 стр.

2.5.1 Гипертимный тип 10 стр.

2.5.2 Циклоидный тип 11 стр.

2.5.3 Лабильный тип 12 стр.

2.5.4 Астено-невротический тип 13 стр.

2.5.5 Сенситивный тип 14 стр.

2.5.6 Психастенический тип 16 стр.

2.5.7 Шизоидный тип 17 стр.

2.5.8 Эпилептоидный тип 19 стр.

2.5.9 Истероидный тип 21 стр.

2.5.10 Неустойчивый тип 23 стр.

2.5.11 Конформный тип 25 стр.

2.5.12 Смешанные типы: промежуточные и амальгамные 26 стр.

3. Психодиагностическое исследование акцентуаций характера

школьника 27 стр.

Заключение 32 стр.

Библиографический список 34 стр.

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время многие области трудовой деятельности человека связаны с нервно-психическим напряжением. Урбанизация, ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, усиливая это напряжение, зачастую способствуют возникновению и развитию пограничных форм нервно-психической патологии, что выводит вопросы психогигиены и психопрофилактики в ряд важнейших задач охраны психического здоровья человека. Решение этих проблем связано, прежде всего, с необходимостью с ранней диагностики субклинических проявлений такого рода состояний, в частности, невротизации, психопатизации и предрасположенности к ним. Немаловажную роль играет и диагностика акцентуаций характера, которые под воздействием психотравмирующих факторов способны переходить в патологическое состояние.

Психологи, занимающиеся проблемой характера, считают, что менее 40% взрослых людей имеют сбалансированный характер – гибкий, устойчивый к стрессам, с невысокой чувствительностью и умеренной тревожностью. Автор этого предположения известный психолог и психиатр К. Леонгард, полагает, что творческие личности, например, учителя, не могут иметь сбалансированного характера. Наконец, нельзя не упомянуть здесь также и об отношении, существующем между акцентуацией характера и гениальностью (или высокой одаренностью). Здесь надо исходить из того факта, что в нерезко выраженной форме те или другие психопатические особенности присущи почти всем и "нормальным" людям. Как правило, чем резче выражена индивидуальность, тем ярче становятся и свойственные ей акцентуированные черты. Немудрено, что среди людей высокоодаренных, с богато развитой эмоциональной жизнью и легко возбудимой фантазией количество несомненных психопатов оказывается довольно значительным.

У подростков сбалансированный характер встречается крайне редко. У большинства тинэйджеров отдельные черты характера чрезмерно усилены (психологи говорят о таких особо усиленных чертах вслед за Леонгардом как акцентуация характера), появляется избирательная уязвимость в одних ситуациях и невероятная устойчивость в других. Иными словами, для человека, имеющего определённую акцентуацию характера, бывает психологически трудно переносить некоторые ситуации. Он чувствует растерянность, неуверенность, терзается сомнениями, теряет работоспособность, в то время как в других ситуациях он напротив, чувствует себя адекватно или даже испытывает прилив сил и бодрости.

Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э.Кречмером, а также нашим соотечественником В.М. Бехтеревым. Несколько позже аналогичную попытку предприняли психологи П.Б. Ганнушкин, М. Фрамер, О.В. Кербиков, У. Шелдон, а в наши дни — Э. Фромм, К. Леонгард, Г.К. Ушаков, А. Е. Личко и ряд других ученых.

Все типологии человеческих характеров исходили из ряда идей. Основные из них следующие:

1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Объектом исследования в данной работе является подросток, ученик 7-го класса.

Предметом исследования является акцентуация характера у подростков.

Цель и задачи:

1. Провести обзор литературных источников по изучаемой проблеме.

2. Подбор методов исследования.

3. Проведение эксперимента.

4. Обработка полученных результатов и их анализ.

5. Выводы.

База исследования: ученик 7-го класса иркутской средней школы # 76 возраст 12 лет.

Решение заявленной проблемы может использоваться для решения следующих практических задач:

- составление коррекционных программ;

- профориентация и профотбор;

- проведение судебно-медицинской экспертизы;

- выявление группы риска (лиц, склонных к правонарушениям, наркомании, суицидам) с целью социально-психологической поддержки;

- выявление лиц, склонных к депрессивным состояниям и аффективным реакциям и т. д.

ХАРАКТЕР КАК ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ

Характер (от лат. «character») — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название “характер”).

Характер человека — это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснен и оправдан, по крайней мере с позиций действующего лица. Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нем способность вести себя самостоятельно, последовательно, независимо от обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство. Бесхарактерный человек в этом смысле — тот, кто не проявляет подобные качества ни в деятельности, ни в общении, плывет по течению, зависим от обстоятельств и управляется ими.

Людей отличают друг от друга не только врожденные индивидуальные черты, но также и разница в развитии, связанная с течением их жизни. Поведение человека зависит от того, в какой семье он вырос, в какой школе учился, кто он по профессии, в каком кругу вращается. Два человека с натурами первоначально сходными, могут впоследствии иметь весьма мало общего между собой, а с другой стороны, сходство жизненных обстоятельств может выработать сходные черты, реакции у людей в корне различных.

Люди отличаются друг от друга независимо от того, каким путем такое отличие возникает. Точно так же как по внешности один человек отличается от другого, так и психика каждого человека отлична от психики других людей.

Однако индивидуальных черт не так много, как кажется. Черты, определяющие индивидуальность человека, могут быть отнесены к различным психическим сферам: 1) сфера направленности интересов и склонностей,

2) чувств и воли, и 3) ассоциативно-интеллектуальная сфера.

Чтобы понять сущность человека, необходимо пристально присмотреться к свойственным ему различным чертам названных сфер.

Не всегда легко провести четкую грань между чертами, формирующими акцентуированную личность и чертами, определяющими вариации индивидуальности человека.

Еще на заре учения об акцентуациях возникла проблема отграничения их от крайних вариантов нормы. В. М. Бехтерев (1886) упоминал о "переходных состояниях между психопатией и нормальным состоянием" .