Вестернизация российской культуры

Вестернизация российской культуры

Содержание

Введение. _ 3

1. Современные цивилизации 5

1.1 Незападные цивилизации, или традиционное общество _ 5

1.2 Западная цивилизация _ 7

1.3 Российская цивилизация 9

2. Сущность процесса вестернизации _ 11

2.1 «Вестернизация», как культурная экспансия 11

2.2. Лингвистическая агрессия _ 15

2.3 Что несет вестернизация отечественной культуре? _ 19

3. Социологическое исследование. _ 30

Заключение 33

Список литературы 34

Введение.

Российское общество проходит полосу глубоких перемен. Все признают, что страна переживает переходный период. А для переходного состояния характерно наличие элементов старого (прежних учреждений, законов, традиций, привычек и т.д.) и элементов нового (зарождающихся новых организаций, правовых норм, отношений и т.д.). Их взаимодействие противоречиво и порождает сложную, быстро меняющуюся ситуацию в общественно-политической жизни.

Переходное состояние общества можно правильно понять, если задуматься над вопросом: от чего и к чему осуществляется переход? С какими социальными порядками мы расстаемся и к какому общественному устройству движемся?

За последние годы в российском обществе проведены радикальные преобразования, которые привели к основательным изменениям в экономическом, политическом, социальном и культурном планах. Все более значительное место в обществе занимают рыночные отношения. В нарастающей степени идет приватизация государственной и коллективной собственности и ее переход в частную. Преобразуются институты трех ветвей власти. Меняется система государственного управления, в которой происходит децентрализация. Идет процесс многопартийности. В обществе складывается обстановка политического, идеологического, национального и религиозного плюрализма, выражающегося как в разнообразии частных позиций и ориентаций, так и в их напряженной полемике и соперничестве.

Перед обществом встал вопрос: принимать ли за основу дальнейшего развития модели западных стран или же идти своим, никому не известным и мало кому четко представляющимся, путем? Заимствовать или придумывать?

Пал "железный занавес". Все открыто и доступно. Но сумеем ли мы воспользоваться, сможем ли правильно использовать данный нам потенциал для своего блага?

Именно поэтому в наше время – время новых коренных преобразований – возникла проблема вестернизации культуры, споры вокруг которой идут в России уже не первое столетие.

И главной задачей моей работы является всестороннее рассмотрение процесса вестернизации в целом и его воздействия на отдельные сферы общества.

При подготовке моей работы было использовано много интересной литературы. Самые новые и достоверные сведения из этой области удалось найти через виртуальные библиотеки сети "Интернет". Многогранный фактический материал удалось извлечь из прессы, которая изобилует информацией по данной теме.

Мои теоретические знания я подкрепил практическим социологическим исследованием, что помогло мне полно раскрыть тему курсовой работы, собрав для этого множество достоверных и убедительных фактов.

1. Современные цивилизации

Запад есть запад,

Восток есть восток,

Не встретиться им никогда.

Лишь у подножья

Престола Божья

В день страшного суда.

(Редьярд Киплинг)

1.1 Незападные цивилизации, или традиционное общество

Знакомясь с древневосточной цивилизацией, вы узнали о ее важнейших чертах и особенностях, и в частности о том, что земля, ирригационная система были собственностью общины. Каждая семья имела определенный участок земли, который давался ей во временное пользование. Господствовала экстенсив­ная технология, направленная главным образом на овладение внешними природными процессами. Человек согласовывал свою деятельность с ритмами природы, максимально приспосабли­ваясь к окружающей среде. Не случайно, например, принцип «у-вэй» у древних китайцев требовал невмешательства в проте­кание природных процессов.

Этот тип общества, получивший название традиционного, со­хранился до наших дней. Он представлен многими государства­ми «третьего мира»: странами Азии и Африки, сравнительно недавно освободившимися от колониального гнета. И сегодня среди духовных ценностей в них одно из ведущих мест занимает установка на адаптацию к природным условиям, не поощряется стремление к их целенаправленному преобразованию. Ценна активность, направленная вовнутрь человека, на самосозерцание. Особое значение имеют традиции, обычаи, передаваемые от по­коления к поколению. В целом ценностно-духовная сфера чело­веческого бытия ставится выше экономической.

Однако преобладавшие в хозяйственной деятельности восточ­ных народов экстенсивные технологии, которые в ранний период существования традиционных обществ способствовали их эконо­мическому прогрессу (благоприятные природные условия, про­стота создаваемых человеком средств труда), в дальнейшем стали тормозить его, обусловив не только постепенное исчерпа­ние природных богатств, но и застой в развитии техники. Ука­занные факторы объясняют характерную сегодня для ряда стран «третьего мира» экономическую отсталость.

С середины 70-х годов все большую роль в общественной жизни этих стран стала играть религия. В тех из них, где господствующей религией является ислам, была выдвинута идея со­здания исламской цивилизации, основой которой могут стать нравственно-духовные ценности, проповедуемые этим вероуче­нием.

1.2 Западная цивилизация

Исследователи западной цивилизации называют ее по-разно­му: техногенная, индустриальная, научно-техническая. Но неза­висимо от названия западное общество во многих чертах проти­воположно традиционному восточному обществу, хотя также имеет достаточно глубокие исторические корни.

Вы уже знаете, как происходило становление индустриаль­ной цивилизации, вобравшей в себя достижение античной куль­туры, западноевропейского средневековья, эпохи Возрождения. Данная цивилизация существует чуть более 300 лет. Сложивше­еся в европейском регионе с его более суровой по сравнению со странами Востока природной средой интенсивное производст­во требовало предельного напряжения физических и интеллекту­альных сил общества, постоянного совершенствования орудий труда, способов воздействия на природу.

В связи с этим формировалась и новая система ценностей. На первый план выдвигалась активная, творческая, преобра­зующая деятельность человека. Идеалами цивилизации стали по­стоянное обновление, могучая поступь прогресса. Безусловную ценность приобрело научное познание, существенно расширяю­щее интеллектуальные силы, изобретательные способности чело­века, его возможности преобразовывать мир.

Таким образом, «созерцательности» традиционных обществ противостояло деятельностное начало западных обществ.

В отличие от традиционных обществ, где первостепенное значение имеют коллективные формы человеческого общежития, западная цивилизация выдвинула в качестве важнейшей ценно­сти независимую, автономную личность, что, в свою очередь, по­служило основой для выработки идей о неотъемлемых правах че­ловека, о гражданском обществе и правовом государстве.

Научные открытия и технические новшества, в частности изобретение конвейера, позволили наладить массовое производство. Индустриальный мир стремился к наращиванию объемов, скоростей, мощностей. Почти во всех отраслях господствовала гигантомания: огромные предприятия, гигантские стройки, вели­чественные сооружения . Из середины XX столетия 80 - 90-е го­ды виделись такими: по железным дорогам мчатся поезда, которые перевозят сразу несколько тысяч пассажиров; в небесных просторах летают самолеты с огромной вместимостью и скоростью в 10 раз превышающую скорость звука; моря и океаны бороздят суда грузоподъемностью в миллионы тонн. В эти прогнозы верили.

1.3 Российская цивилизация

Россия. Кто же она?

В этом пункте я хотел бы рассмотреть российскую цивилизацию, как отдельную, обособленную.