Влияние малых социальных групп на формирование мировоззрения молодежи

Влияние малых социальных групп на формирование мировоззрения молодежи

Оглавление

Введение 1

Что рассматривается в данном реферате? 1

Мировоззрение, молодёжь, субкультуры… 1

Из чего, на чём и как строится современная молодёжная субкультура в России? Ошибка! Закладка не определена.

Из чего, на чём и как строится современная молодёжная субкультура в России? 5

И что им как всем людям не живётся? 14

Катализаторы возникновения молодёжных движений 14

Почему именно молодёжь? 15

НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ МОЛОДЁЖИ. 18

Не признанные или не признающие ? 19

Асоциальные 20

Антисоциальные. 22

Просоциальные 23

Неформалы художественной направленности. 24

В качестве вывода по неформальным объединениям молодёжи. 25

Что дают молодёжи объединения? 27

Заключение 28

Введение

Что рассматривается в данном реферате?

Сегодня целый комплекс противоречивых проблем, неоднозначность процессов, происходящих в молодёжной среде и в нашем обществе в целом, вызывают бурные споры. К сожалению, наш государственный аппарат (который, собственно, породил российский феномен — "неформалов") продолжает удивлять мыслящую половину человечества своим ничтожным вниманием к молодёжным проблемам или попытками решать их административными методами#. Повлиять на эту ситуацию в государственном масштабе нам вряд ли удастся, но в наших силах не повторять подобных ошибок и не способствовать им, а для этого надо, как минимум, познакомиться с тем, что молодёжь требует и чем вызваны подобные требования.

В этом реферате я предпринял попытку рассмотреть сущность молодёжной культуры и механику возникновения её субкультур. Особое внимание уделено причинам появления и родовым особенностям молодёжных организаций##, их роли в процессе социализации молодёжи и влиянию образуемых ими субкультур на формирование мировоззрения будущего члена общества.

Но прежде всего, давайте уточним некоторые понятия.

Мировоззрение, молодёжь, субкультуры…

«Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нём человека», включающая также «отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции».[1] Мировоззрение играет решающую роль в отношении человека к миру. Определяющим признаком мировоззрения являются не знания сами по себе, а выработка на основе этих знаний отношения к миру. Глубина же знаний, их характер, определяют научность или ненаучность мировоззрения, его полноту или ограниченность и т.д. Можно сделать вывод, что мировоззрение выступает как часть ценностного отношения к миру, как система принципов этого отношения.

Неотъемлемый компонент мировоззрения — убеждения, существенная черта которых — приверженность идее, которую человек признаёт справедливой и правильной. Например К. Маркс писал, что коммунистические идеи, которые овладевают мыслью, «подчиняют себе наши убеждения», к ним «разум приковывает нашу совесть,— это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца…»[2].

Характер мировоззрения определяется в конечном счёте уровнем общественного развития, состоянием науки, просвещения. Решающим условием развития мировоззрения (кстати, оно может формироваться стихийно или целенаправленно) человека является его активное участие в жизни общества.

Под культурой понимаются убеждения, ценности и вы­разительные средства, которые являются общими для какой-то группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирова­ния поведения членов этой группы.[3] Воспроизводство и переда­ча культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации — усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.

Система норм и ценностей, отличающих группу от большин­ства обществ, называется субкультурной. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое проис­хождение, религия, социальная группа или место жительства. Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности члена группы. Они не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, но обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как пра­вило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.

Иногда группа активно вырабатывает нормы или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее со­держанию и формам. На основе таких норм и ценностей фор­мируется контркультура. Известный пример контркультуры — хиппи 60-х годов или «система» в России 80-х годов.

Элементы как субкультуры, так и контркультуры обнаружи­ваются в культуре современной молодежи в России.

Из чего, на чём и как строится современная молодёжная субкультура в России?

Субкультура молодёжи формируется под непосредственным воздействием культуры «взрослых» и обусловлена ею даже в своих контркультурных проявлениях. Формальная молодёжная культура (по определению) базируется на ценностях массовой культуры, целях государственной социальной политики и официальной идеологии. Рассмотрим их состояние на текущий момент и в роль формировании мировоззрения молодёжи, анализируя следующие специфические черты российской молодёжной субкультуры.[4]

1. Преимущественно развлекательно-рекреативная направлен­ность.

Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет в основном рекреативную функцию (около одной тре­ти старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на до­суге — «ничегонеделание»), в то время как познавательная, креа­тивная и эвристическая# функции не реализуются вовсе или ре­ализуются недостаточно. Рекреативные досуговые ориента­ции подкрепляются основным содержанием теле- и радиовеща­ния, распространяющим ценности преимущественно массовой культуры.

2. «Вестернизация» (американизация) культурных потребно­стей и интересов.

Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, уже много лет вытесняются схематизированными стереотипами — образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей, “американского образа жизни” в его примитивном и облегчённом варианте. Любимыми героями и, в определённой степени, образцами для подражания становятся, по данным опроса, для девушек — героини “мыльных опер” и бульварных романов о любви, а для юношей — непобедимые супергерои триллеров.

Однако вестернизация культурных интересов имеет и более широкую сферу приложения: художественные образы возводятся на уровень группового и индивидуального поведения молодых людей и проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, неумеренное стремление к материальному благополучию. Эти тенденции присутствуют и в культурной самореализации молодёжи: наблюдается безрассудное презрение таких “устаревших” ценностей как вежливость, кротость и уважение к окружающим в угоду моде.# Совсем не безобидной в этом плане является и вездесущая реклама.##

3. Приоритет потребительских ориентации над креативны­ми.

Потребительство проявляется как в социокультурном, так и в эвристических аспектах. По данным опросов студентов пе­тербургских вузов (1989-1991 гг.) потребление в рамках худо­жественной культуры заметно превышает креативные установ­ки в социокультурной деятельности. Еще более эта тенденция присутствует в культурной самореализации учащейся молоде­жи, что косвенно обусловлено и самим потоком преобладающей культурной информации (ценности массовой культуры), способ­ствующей фоновому восприятию и поверхностному закрепле­нию ее в сознании. Творческая самореализация, как правило, выступает в маргинальных формах.

4. Слабая индивидуализированность и избирательность куль­туры.

Выбор тех или иных ценностей связан чаще всего с групповыми стереотипами (“принцип селёдки в бочке”) достаточно жёсткого характера — несогласные сильно рискуют пополнить ряды “лохов” — “отверженных”, “не интересных”, “не престижных” людей с точки зрения “толпы”, обычно равняющейся на некий идеал — “крутого(-ую)” (иногда в лице лидера данной группы). Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлена половой принадлежностью, уровнем образования, в определённой мере местожительством и национальностью реципиента, однако в любом случае суть их одна: культурный конформизм в рамках неформальной группы общения и неприятие других ценностей и стереотипов, от более мягкого в среде студенческой молодёжи до более агрессивного в среде учащихся средней школы. Крайним направлением этой тенденции молодёжной субкультуры являются так называемые “команды” с жёсткой регламентацией ролей и статусов их членов.