Воздействие рекламы на сознание людей

Воздействие рекламы на сознание людей

Содержание

1. Методологическая часть _ 3

1.1 Обоснование актуальности темы. _ 3

1.2 Проблемная ситуация. _ 3

1.3 Интерпретация и операционализация основных понятий. 4

1.4 Научная разработанность темы _ 8

1.5 Объект исследования. _ 8

1.6 Предмет исследования. 8

1.7 Цель исследования. _ 8

1.8 Задачи исследования. _ 9

1.9 Гипотезы исследования. _ 9

2. Методическая часть. _ 10

2.1 Методы сбора информации. 10

2.2 Обоснование выборочной совокупности. 10

2.3 Практическая значимость. 10

2.4 Организационный план исследования _ 10

Анкета _ 11

1. Методологическая часть

1.1 Обоснование актуальности темы.

По данным американских социологов от воздействия рекламы в мире ежегодно сходят с ума 2783 человека. Люди не осознают пока опасности и продолжают смотреть «забавную рекламу». Еще несколько лет тому назад пара рекламных роликов и клипов на телеэкране не представляли собой никакой угрозы. На сегодняшний же день, когда 18(!)% эфирного времени «забито» рекламой, эта тема остро встала среди социологов и психологов.

1.2 Проблемная ситуация.

Противоречие заключается в том, что, несмотря на то, что реклама – вещь, несомненно, полезная в деятельности рекламодателя, однако в то же время она может оказывать пагубное воздействие на здоровье и психику людей, а дальнейшее развитие рекламы может коренным образом изменить социальные отношения в обществе.

1.3 Интерпретация и операционализация основных понятий.

Ключевые понятия:

1.Воздействие

2.Влияние

3.Реклама

4.Сознание

Теоретическая интерпретация ключевых понятий:

1. Воздействие – оказание влияния (Ожегов С.И. Словарь русского языка, М.1990г., стр.96)

2. Влияние – действие, оказываемое кем-нибудь, чем-нибудь на кого – что-нибудь. (Ожегов С.И. Словарь русского языка, М.,1990г., стр.90)

3. Реклама - использование платного места и времени в средствах массовой информации (газетах, журналах, радио, телевидении) для создания имиджа и известности фирмы и ее товаров (Современный словарь русского языка, М.,2001г., стр.112)

4. Имидж – стиль кого-нибудь или чего-нибудь (Современный словарь русского языка, М.,2001г., стр.87)

5. Рекламодатель - заказчик рекламного агентства или средства массовой информации, оплачивающий работы, связанные с производством и размещением рекламы.

6. Сознание – человеческая способность к воспроизведению действительности в мышлении (В.П. Крутецкий «Психология для ВУЗов», С.-П., 1998г., стр. 104)

7. Действительность – объективный мир

8. Мышление – процесс отражения объективной действительности

Структурная операционализация понятий:

Воздействие влияние реклама сознание

мышление

Влияние давление имидж известность действительность

воздействие стиль слава объект мир

черты отражение процесс

предмет ход развитие

1.4 Научная разработанность темы

Тема не разработана в научном плане.

1.5 Объект исследования.

Объектом исследования являются школьники и домохозяйки микрорайона Сипайлово.

1.6 Предмет исследования.

Предметом исследования является влияние рекламы на сознание людей.

1.7 Цель исследования.

Определить негативное влияние рекламы на сознание людей.

1.8 Задачи исследования.

· Увидеть, происходят ли изменения отношений людей друг к другу и к окружающей среде под влиянием рекламы;

· Определить отношение людей к наличию рекламы на телевидении;

· Определить мнение людей относительно воздействия рекламы на человека;

1.9 Гипотезы исследования.

Гипотеза – основание:

Предположим, что реклама негативно влияет на сознание людей и изменяет их отношение к окружаемому миру

2. Методическая часть.

2.1 Методы сбора информации.

Метод сбора социологической информации – опрос.

Вид опроса – анкетирование.

2.2 Обоснование выборочной совокупности.

Выборка репрезентативна.

Генеральная совокупность: 32 тыс. человек.

Выборочная совокупность: 800 человек.

Вид выборки – стихийный отбор (среди описанной выше категории людей)

2.3 Практическая значимость.

Исследование имеет теоретическое значение. В то же время оно может иметь определенное практическое значение для производителей рекламы.

Башкирский Государственный Университет

Анкета:

Воздействие рекламы на сознание людей

Уважаемый участник опроса! Обращаемся к вам с просьбой выразить свое отношение к актуальной проблеме воздействия рекламы на сознание человека.

Анкета анонимна. Результаты опроса будут использованы в обобщенном виде. Техника заполнения: прочитав вопросы, подчеркните (обведите) код ответа, который отражает ваше мнение или напишите свой вариант.

Благодарим за сотрудничество!

Ваше отношение к наличию рекламы на телевидении?

01 Положительное

02 Равнодушное

03 Отрицательное

04 Затрудняюсь ответить

Есть ли у Вас телевизор, радио?

дома

Да 05

Нет 06

На рабочем месте

Да 07

Нет 08

Как вы относитесь к тому что, зачастую рекламный ролик прерывает передачу, фильм, музыкальный клип? (Напишите)

09 ………………………………………

Сколько времени ежедневно у вас занимает просмотр телепередач, фильмов?

10 до 1 часа

11 1-3 часа

12 Более 3 часов

13 Я не смотрю телевизор вообще

Считаете ли Вы наличие рекламы необходимым атрибутом современных компаний и фирм?

14 Да

15 Нет

16 Затрудняюсь ответить

Часто ли вам в голову западает какой-нибудь слоган (фраза) или картинка из рекламы?

17 Да

18 Нет

19 Не могу вспомнить

Слышали ли Вы об эффекте 25 кадра?

20 да, и я всерьез задумался об этом

21 да, но не очень-то в это верю

22 что-то, вроде, слышал

23 нет

Как Вы думаете, реклама оказывает негативное влияние на Ваше здоровье или психику?

24 Оказывает

25 Не оказывает

26 Не задумывался над этим

27 Затрудняюсь ответить

К каким, на Ваш взгляд, социальным последствиям может привести дальнейшее развитие рекламных технологий (отметьте не более 3 вариантов)?

28 Улучшение состояния экономики

29 Падение культуры

30 Безразличие к судьбам людей

31 Дополнительный источник дохода для государства