Государственная поддержка семьи в Российской Федерации

Государственная поддержка семьи в Российской Федерации

Содержание

1.) Введение.

1.1 Положение семьи в российском обществе.

1.2 Государственная политика в отношении семьи и брака.

2.) Основная часть.

2.1 Федеральное законодательство по семье

2.2 Федеральные целевые программы в поддержку семьи, материнства, отцовства и детства

2.3 Московское законодательство по семье

2.4 Органы власти ПМ, занимающиеся проблемами семьи

3.) Заключение. Авторское резюме.

3.1 Оценка эффективности и перспективности государственной семейной политики

Введение.

1.1 Положение семьи в современном российском обществе

Состояние института семьи в современном российском обществе определяется двумя составляющими: наследием прошлого и сегодняшней семейной политикой государства.

Говоря о наследии прошлом «коммунистической» эпохи прежде всего нужно рассказать о том, что же происходило с институтом семьи в период раннего коммунизма, потому что цели и установки в отношении семьи именно этого периода определили развитие семьи на весь оставшийся период господства коммунистической идеологии. «…естественный процесс трансформации семьи, процесс перехвата её социальных функций другими институтами… был насильственно ускорен и стимулирован всей мощью тоталитарного государства (индустриализация народного хозяйства и коллективизация). С этим же была связана и гипертрофированная роль государства, выразившаяся не только в ускорении и «подталкивании» процессов семейных изменений, но и в том, что семейные функции «перехватывались» именно государством или его органами, а не какими-то социальными институтами.» [Антонов, Медков «Социология семьи» 242-43].

Если в дореволюционной России институт семьи был священен, семейное воспитание практически полностью выполняло социализирующую функцию и подготавливало человека к жизни в обществе, стимулировало воспроизводство населения, воспитывала патриотические чувства и преданность власти и родине, тщательно хранило семейные ценности и священность родственных отношений, то в советской России большинство этих функций пыталось взять на себя государство и его искусственно созданные институты. Пионерская, комсомольская, профсоюзные и партийные организации, забирали ребёнка из семьи с 10 лет. Только в семье ребёнок находился лишь до этого возраста, но и это не обеспечивало полноценную семейную социализацию, так как функция «родительства» сводилась к минимуму общественными обязанностями родителей: ударный труд, общественная работа, трудовые и общественные подвиги, участие в бесконечных собраниях отделяли детей от родителей, предоставляли детей опять же системе дошкольного государственного образования. Таким образом, ребёнок социализировался только в семье и получал максимальное внимание примерно до 3х лет, а этого совсем не достаточно для первичной (семейной) социализации.

В результате такой политики и отношения к семье разрушались святость родственных отношений в семье, снижался авторитет родителей, выхолащивалась функция родительства у отцов и матерей, усугублялись противоречия между представителями разных поколений, происходила медленная, но верная «манкуртизация» общества. Такое явление как «Павлик Морозов» и всеобщее детское предательство родителей стало возможным именно благодаря такой государственной семейной политике.

Вот такое наследие досталось России «демократической» от России «советской». Что же изменилось со времени падения коммунистического режима? Прежде всего полностью рухнула система общественно-государственного воспитания молодёжи: исчезла пионерская, комсомольская и пр. детские организации, социализация в школах сошла на нет. Но появилось ли что-нибудь взамен государственного воспитания, кому передалась социализирующая роль? Этот вопрос является главным на сегодняшний день. Произошло ли возвращение детей в семью, возвратила ли семья себе обратно свои воспитательные и социализирующие функции? Нет, и с какой стати, если родителями стало то поколение людей, которое давно лишилось представления о том, как нужно воспитывать ребёнка, а государство ничем кроме «добрых» слов не помогло людям нести правильно свои родительские обязанности, наоборот, государство лишь усугубило плачевное положение семьи после разрушения системы общественно-государственного воспитания: «…речь прежде всего идёт о том, что реформаторы практически не учитывают интересы семьи в процессе этих (экономических – авт.) преобразований. Эти интересы, скорее игнорируются… Практически любые принимаемые в ходе преобразований решения исходят из имплицитно принятой предпосылки – объект этих решений видится в отдельном («изолированном») индивиде, лишённым признаков пола и принадлежности к какой-либо первичной социальной общности, семье прежде всего. Следовательно, спонтанный процесс семейных изменений, процесс девальвации семейных ценностей продолжается, притом в ускоренном темпе.» [Антонов, Медков «Социология семьи», 243].

Дальше я хотел бы привести в качестве профессиональной оценки сегодняшнего положения семьи в нашей стране статью с сайта Российской Организации «Планирование семьи»:

Положение семьи в современном российском обществе.

Безработица, бедность и нищета. Имеются данные, что бедность и нищета затронули 60% населения, зарегистрированная безработица — 13%, хотя на самом деле этот показатель гораздо больше. Дело в том, что уровень безработицы в России очень «пестрый». Если в крупных городах эта проблема еще более или менее решаема, то в небольших городах люди практически вообще не могут найти работу, особенно молодежь. Я со страхом узнала о том, что в настоящее время ликвидируются те самые юридические кабинеты, консультации, которые со времен советской власти существовали в детских поликлиниках и родильных домах. Это имеет непосредственное отношение к деятельности в области охраны материнства и детства, репродуктивного здоровья. Я уже не говорю о юридических знаниях населения по вопросам получения пособий, квартир, устройства на работу, взаимоотношений с работодателями. Услуги же юридических консультаций очень дороги и для многих недоступны.

Разрушение системы общественного воспитания. Можно сейчас спорить о том, хороша ли она была или плоха. По-моему, вопрос можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, это давало возможность женщине и семье работать и зарабатывать деньги, с другой стороны система общественного воспитания фактически снимала ответственность семьи за воспитание детей. У нас не были приняты совместные отпуска, у нас никогда родители не отдыхали вместе с детьми в санаториях и домах отдыха, а муж и жена, работая на разных предприятиях, а тем более на одном, очень редко, могли получить отпуск одновременно.

В чем сложность ситуации сейчас? В том, что в нашем обществе не сформированы ценности семейного воспитания, мы не привыкли к тому, что, прежде всего семья отвечает за рождение и воспитание ребенка. Мы все еще продолжаем на кого-то надеяться. В обществе не утвердилось понимание того, что дети нуждаются в индивидуальной любви. А ее может дать ребенку только семья. Многие родители сейчас просто не понимают или не осознают своей личной ответственности за воспитание детей.

Пьянство и наркомания. По различным данным, до 30% семей страдают от пьянства и алкоголизма и 12—15% — от наркомании. В России есть целые поселки и маленькие города, где население пьет и употребляет наркотики, не имея возможности получить работу.

Наконец то, о чем мы начали забывать, — социальные болезни: туберкулез, инфекционные заболевания и инфекции, передаваемые половым путем. Сегодня это стало тяжелейшей проблемой. Низкий уровень здоровья, в том числе репродуктивного, невозможность получения адекватной медицинской помощи — это тоже реалии нашей жизни.

Проанализировав эту ситуацию, мы задали себе вопрос: «Каким образом может сформироваться и на что направлено репродуктивное поведение семей в этих условиях?». И ведь сейчас никто не может сказать, когда же закончится этот, тяжелейший для страны и каждого из нас, период.