Спорт как специфический вид человеческой деятельности

Спорт как специфический вид человеческой деятельности

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Некоторые общие проблемы анализа физической

активности 4

Глава 2. Применение общих принципов в анализе частных вопросов

теории спорта .7

Спорт как вид деятельности 7

Структура и принципы спортивной деятельности 9

Гносеологические аспекты высших достижений .11

Коммерционализация и профессионализация спорта .13

Самореализация в спорте 14

Спорт как профессия: противоречие с изначальным смыслом 15

Выводы .18

Литература .19

.

-3-

Введение

Философский подход к различным вопросам спортивной деятельности

имеет огромное значение для их систематизации и разработки общих

концепций, применимых в любом виде спорта. Однако в ХХ веке такое

обоснование зачастую рассматривалось и рассматривается как

"излишество", помеха на пути к быстрейшему внедрению в практику

нового вида. Тем не менее, плодотворность общего, философского

подхода к физическому совершенствованию демонстрируют, например,

боевые искусства [1, с. 25-37].

Для любого вида человеческой деятельности характерно наличие

некоторой системы принципов, в наиболее общем виде задающих

способы взаимодействия человека с окружающей действительностью и самим собой. Следовательно, выражение этих принципов в явном виде

позволяет целенаправлено регулировать деятельность. Данную задачу

можно рассматривать как одну из областей науки о познании -

методологии, составляющей часть философии.

В настоящем реферате сделана попытка анализа сущности спорта с

позиций методологии. Рассмотрены сущность, принципы и цели спорта

как явления человеческой деятельности.

Работа выполнена в рамках подготовки кандидатской диссертации

по теме " " на

соискание ученой степени кандидата педагогических наук.

- 4 -

Глава 1.

Некоторые общие проблемы анализа физической активности

Как отмечает Н.Н. Визитей [2, с. 6], при анализе физической

активности человека возникает проблема, не характерная для

исследования других явлений природы. Дело в том, что

исследователь не может игнорировать наличие связи между предметом

и собой. Предмет изучения задан как объективно (тело человека),

так и субъективно (тело исследователя). Это явление представляет

собой случай, когда полностью применима идея Гегеля об отсутствии

"чисто внешнего", абсолютно объективного для индивида,

обладающего сознанием [3].

На самом деле, в таких науках, как физика, можно в первом

приближении абстрагироваться от связей между исследователем и

объектом, однако при более детальном анализе оказывается, что сам

процесс наблюдения, например, за частицами микромира вносит

искажения в их поведение. Степень искажения поддается лишь грубой

оценке с использованием методов теории вероятности.

В науках о человеке отрыв субъекта от объекта превращает

получаемые данные в набор случайных параметров, ничего не

говорящих о характеристике объекта как целого, поскольку тогда

вместо человека будет рассматриваться лишь совокупность его

функций. А так как, согласно известному философскому парадоксу,

"целое всегда больше суммы частей", следует рассматривать именно

объект в целом [4, c. 15].

- 5 -

Указанная проблема достаточно сложна из-за многокомпонентности

объекта, вследствие чего возникает опасность односторонности. По

мнению Н.Н. Визитея, даже в наиболее общих работах авторы

преимущественно обсуждают лишь один компонент телесности, отводя

другим подчиненную роль.

Исследователи выделяют три основных составляющих человеческой

активности: физическую (двигательную), эстетическую и

нравственную [4]. Из них в теории физической культуры

рассматривается прежде всего двигательный аспект. Эстетический и

нравственный компоненты являются предметами психологии спорта.

Теория физической культуры берет на себя решение наиболее общих,

философских проблем, однако рассмотрение их с точки зрения

примата двигательной активности приводит к возникновению весьма

неполных концепций.

Необходимо заметить, что рассмотрение физической культуры в

общефилософском аспекте - явление весьма древнее. Системы боевых

искусств Востока развивались в тесной связи с мировоззренческими

системами, включающими философию, религию и психологию [1, c.

25, 55]. Наиболее эффективные школы боя разрабатывались в

монастырях дзэн (чань), а также даосами. Ни дзэн, ни даосизм

нельзя назвать отвлеченно-философскими системами, поскольку для

них характерна непосредственная приложимость основных принципов в

повседневной жизни [10, c.22]. С другой стороны, в них имеются

весьма упорядоченные представления о структуре мироздания, хотя

изложение этих представлений в Дзэн достаточно своеобразно.

- 6 -

Однако рассмотрение физической активности и физической культуры

в рамках упрощенного, грубо материалистического подхода некоторое

время доминировало в зародившейся на рубеже столетий теории

физической культуры. По сути, физкультурно-спортивная

деятельность трактовалась как чисто двигательная, а остальные

составляющие считались производными.

В настоящее время наблюдается тенденция возврата к целостному

восприятию физической культуры как явления, взаимосвязанного с

другими областями человеческой деятельности. Резкое отграничение

ее от культурной традиции, характерное для ранних периодов,

сменилось системным подходом, охватывающим все грани

совершенствования человека.

Тем не менее, использование системного подхода в анализе

спорта достаточно часто наталкивается на попытки

"объективизированного" рассмотрения человеческой телесности как

"данного извне" феномена. Следовательно, сам спортсмен и его

организм представляются как средство достижения результата.

Интуитивно ясно, какие последствия влечет за собой такой подход,

однако раскрытие его методологической ущербности требует

детального анализа спорта как специфического вида деятельности.

- 7 -

Глава 2. Применение общих принципов в анализе частных вопросов теории спорта

Спорт как вид деятельности

Общепринятого определения понятия "спорт" в современной

литературе мы не обнаружили. Практически каждая работа,

посвященная фундаментальным проблемам спортивной деятельности,

содержит свое определение, подчеркивающее те или иные стороны

этой деятельности. Например, в Толковом словаре спортивных

терминов в статье "Спорт" говорится: "Спорт. Составная часть

физической культуры; средство и метод физического воспитания

человека; соревновательная деятельность и подготовка к ней, а

также специфические отношения, нормы и достижения, связанные с

этой деятельностью". В [7] имеется шесть различных определений

спорта, в том числе: "Игровое состояние или другое приятное

времяпрепровождение, требующее некоторого мастерства и

определенной физической подготовки" (Всемирный энциклопедический

словарь); "совокупность взглядов, мероприятий, средств и

деятельности, направленной на достижение высоких результатов в

соревнованиях" (Немецкий лексикон, 1976); "система организации и

проведения соревнований и учебно-тренировочных занятий по

различным комплексам физических упражнений" (Большая советская

энциклопедия. М., Советская энциклопедия, 1976). Авторы словаря

останавливаются на следующем определении: "Спорт есть

специфический вид деятельности, специально организованный

процесс, направленный на выявление предельных возможностей

человека".

- 8 -

Евстафьев [8, с. 34] определяет спорт как "специфический вид

деятельности, специально организованный и сознательно управляемый