Физическое воспитание школьников, средних и старших классов

Физическое воспитание школьников, средних и старших классов

План:

1. Характеристика возрастных особенностей учащихся.

2. Теоретическая подготовка.

3. Общая физическая подготовка.

4. Средства физической подготовки.

5. Учет успеваемости.

6. Основы методики физической подготовки.

7. Организация и проведение занятий.

8. Организация учащихся на занятиях.

9. Вывод

ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

В средних и старших классах обучаются юноши и девушки в воз­расте от 15 до 18 лет. По возрастным осо­бенностям их, можно отнести к двум груп­пам: подростковый возраст — юноши 13—16 лет, девушки — 12—15 лет и юно­шеский возраст — юноши 17—21 год и девушки — 16—20 лет. Возрастная перио­дизация в известной степени условна и позволяет установить лишь ориентировоч­ные границы между фазами роста. Одна­ко в каждом возрастном периоде физи­ческое воспитание имеет свои отличия. Возрастные особенности организма в зна­чительной степени обусловливают содер­жание и методику физического воспита­ния. С учетом возраста осуществляется подбор средств, определяются допусти­мые нагрузки, нормативные требования

Возраст 15—20 лет характеризуется поступательным развитием организма. Особенностями этого возраста являются постепенное увеличение массы и разме­ров тела, расширение приспособительных возможностей организма.

Формирование скелета заканчивается в основном к 17—18 годам. К этому вре­мени сформировывается физиологическая кривизна позвоночного столба. К 16—18 годам заканчивается формирование стопы. В возрасте 15—16 лет особое внима­ние преподавателя физического воспита­ния должно быть обращено на формиро­вание правильной осанки и развитие сто­пы. Чем полноценнее осанка, тем лучше условия для функционирования внутрен­них органов и организма в целом.

У женщин рост заканчивается в 20—22 года, у мужчин в 23—25 чет. Рост тела сочетается с изменениями в строении костной систе­мы. Чрезмерные физические нагрузки могут привести к задержке роста.

С возрастом увеличивается относительная доля мышц в общем весе тела. Вес тела продолжает возрастать примерно до 25 лет. У женщин вес тела, как и рост, увеличивается в меньшей мере, чем у мужчин. Вес мышечной массы к весу тела у подростков15 лет со­ставляет 32,6%, а у юношей 17—18 лет— 44,2%.

К 18—21 годам в основном заканчивается функциональное раз­витие отделов центральной нервной системы и вегетативных систем. Нервные процессы отличаются большой подвижностью. Сила воз­будительных процессов преобладает над тормозными процессами.

В возрасте11—18 лет отмечается усиленный рост сердца. Линей­ные размеры сердца к 15—17 годам увеличиваются в три раза в сравнении с размерами новорожденных. Объем полостей сердца в 13—15 лет составляет 250 см3, а у взрослых 250—300 см3. Если за семь лет (от 7 до 14) его объем возрастает на 30—35%, то за четыре года (от 14 до 18) — на 60—70%. Увеличение емкости поло­сти сердца опережает увеличение 'просветов сосудов. Сердце неред­ко «не поспевает» за увеличением общих размеров тела. В возра­сте 15—20 лет у 10—15% юношей и девушек отмечается относитель­ное «малое» сердце, что приводит к увеличению периода восстано­вительных процессов после нагрузки.

Частота сердечных сокращений в возрасте 15 лет составляет 76 ударов в минуту, а в возрасте 20 лет — у юношей 65—70, у деву­шек 70—75 ударов в минуту.

В обеспечении снабжения тканей кислородом важным фактором является скорость кровотока. Время кругооборота крови в 14—16 лет составляет 18с, а у взрослых — 17—29с.

Для укрепления сердечно-сосудистой системы важное значение имеет разносторонняя физическая подготовка, строгая дозировка и постепенное повышение физических нагрузок, систематичность за­нятий физическими упражнениями.

С возрастом происходят изменения и в дыхательной системе с ростом тела потребность в кислороде увеличивается и органы дыхания работают более напряженно. Так, минутный объем дыха­ния у 14-летнего подростка составляет на 1 кг веса 110—130 мл, у взрослого же всего лишь 80—100 мл. Функциональные возмож­ности аппарата дыхания еще недостаточно совершенны. Жизненная емкость легких и максимальная легочная вентиляция меньше, чем у взрослых. Объем вентиляции составляет в 14—16 лет — 45 л, в 17—18 лет — 61 л в минуту.

Особенно велика роль физического воспитания в развитии дыха­тельного аппарата. Преподаватель должен обращать внимание на правильное формирование и увеличение подвижности (экскурсии) грудной клетки, на укрепление дыхательных мышц. Учащихся не­обходимо научить правильно дышать и помочь им овладеть навы­ками грудного и диафрагмального (брюшного) дыхания. При этом следует учитывать, что развитие дыхательной системы происходит в единстве с развитием других систем организма и в различные воз­растные периоды предъявляются разные требования к развитию фи­зических качеств. Развитие тех или иных физических качеств надо рассматривать не только с точки зрения совершенствования дви­гательных способностей, но и обязательно с точки зрения обеспече­ния нормального протекания процесса физического развития и по­вышения функциональных возможностей растущего организма.

Уровень развития физических качеств и степень приспособляе­мости организма к физическим нагрузкам на быстроту, силу, гиб­кость зависят от возрастных особенностей организма. Высокие по­казатели гибкости и быстроты могут быть достигнуты к 18 годам, сила мышц увеличивается до 20 лет и более; высокий уровень вы­носливости наблюдается обычно к 23—25 годам. Упражнения на выносливость в возрасте 17—18 лет и особенно в 15—16 лет необхо­димо строго дозировать.

В возрасте 15—16 лет отмечается значительное увеличение мы­шечной массы и совершенствование нервно-мышечного аппарата, создаются предпосылки к развитию силы. Однако в занятиях с уча­щимися этого возраста следует воздерживаться от силовых упраж­нений с предельными нагрузками, так как условия для развития силы создают несколько позднее в 19—20 лет.

Необходимо подчеркнуть, что обучение в средних и старших классах совпадает с периодом полового созревания. В этот период наблюдается повышенная возбудимость и неустойчивость нервной системы. Индивидуальные особенности физического разви­тия учащихся определяются по данным медицинского контроля. Физиологические возможности учащихся одного и того же возраста могут значительно отличаться. Поэтому в процессе физического вос­питания важен индивидуальный подход.

Теоретическая подготовка. В процессе обучения учащиеся долж­ны получить теоретические знания по таким вопросам: общие све­дения о физкультурном движении и организации физи­ческого воспитания; гигиенические основы физического вос­питания; теоретиче­ские знания по гимнастике, легкой атлетике, спортивным играм, плаванию.

Знание гигиенических основ физического воспитания имеет важное значение для организации здорового образа жизни учащихся и внедрения физической культуры в их быт. Соблюдение правил личной гигиены, рационального режима учебы и отдыха, системати­ческие занятия физическими упражнениями в быту — обязательное условие успешного решения задач физического воспитания, преду­смотренных программой. Полученные знания необходимо закрепить на практических занятиях, увязать их с общими гигиеническими требованиями, 'предъявляемыми учащимся в учебной деятельности.

Давая теоретические знания по отдельным видам общей физи­ческой подготовки, учащихся следует познакомить с основами тех­ники различных видов спорта, профилактикой травматизма, с ин­вентарем и правилами ухода за ним. Теоретические знания вместе с практическими навыками по видам спорта должны содействовать спортивному совершенствованию в избранном виде спорта и внед­рению физических упражнений в 'быт учащихся.

. Методы сообщения теоретических знаний (уроки, беседы, теоре­тические сведения в процессе занятий физическими упражнениями) устанавливаются руководителями физического воспитания.

Общая физическая подготовка. Она составляет главное содер­жание занятий физическими упражнениями в школах.

Основными видами общей физической подготовки являются гим­настика, легкая атлетика, лыжная подготовка, плавание, туризм и спортивные игры. Надо иметь в виду, что занятия по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке и спортивным играм представляют собой еди­ный процесс физического воспитания.