Анализ экономических и социальных результатов аграрной реформы
Анализ экономических и социальных результатов аграрной реформы
Содержание
Введение 3
1. Основные результаты аграрных преобразований 1990-1997 гг. . 5
1.1. Тенденции изменений в производстве сельскохозяйственной продукции 5
1.2. Тенденции изменений ресурсного обеспечения сельского хозяйства . 10
1.3. Результаты реформ в социальной сфере села . 13
2. Экономическая среда функционирования аграрного сектора. . 16
2.1. Методы проведения реформ и их экономическое содержание 16
2.2. Изменение ценовой среды . 19
2.3. Финансово-кредитная политика и ее последствия . 22
2.4. Экономическое состояние аграрного сектора Дальнего Востока . 27
3. Предложения по развитию аграрной реформы на Дальнем Востоке 33
3.1. Совершенствование государственного регулирования сельскохозяйственного производства 33
3.2 Внутрипроизводственные источники стабилизации сельскохозяйственного производства 40
Заключение. 46
Список использованной литературы. . 49
Объектом рассмотрения в данной работе служили экономические процессы, происходящие в аграрном секторе Дальнего Востока в результате реформ, их последствия на примере Амурской области и Республики Саха (Якутия).
В докладе отражены основные результаты аграрных преобразований в регионе за 1990-1997 гг.; проанализировано изменение производственных показателей, раскрыты тенденции изменения посевных площадей, поголовья скота, производства продукции в целом и по категориям хозяйств. Изучено ресурсное обеспечение сельского хозяйства, тенденции движения инвестиций, социальные результаты аграрной реформы.
В работе проанализировано экономическое содержание методов проведения реформ, изменения экономической среды деятельности аграрного сектора. Сделан вывод о закономерности сложившейся ситуации, о том что действующий механизм реформ стал основным препятствием для перехода аграрного сектора к рыночным отношениям. Действующие экономические условия ведут к повышению удельного веса территорий с неблагоприятными условиями, не позволяют формировать единое экономическое пространство. Изменение экономической среды происходит в результате принимаемых на государственном уровне решений.
Разработаны предложения по совершенствованию государственного регулирования сельскохозяйственного производства на основе восстановления дотаций на продукцию скотоводства из федерального бюджета на уровне обеспечивающем безубыточность отрасли в целом по Российской Федерации, на совершенствовании методов поддержания ресурсного обеспечения аграрного сектора, дифференцированного подхода к восстановлению производства на комплексах с промышленной технологией.
Предложен комплекс мер по использованию внутрипроизводственных резервов стабилизации и восстановления сельскохозяйственного производства.Глубина падения сельскохозяйственного производства, ухудшение условий жизни сельского населения на Дальнем Востоке превосходят средние показатели России. Снижаются посевные площади, падает плодородие почв, сокращается поголовье скота и птицы, не восполняются основные фонды и техника; в отдельных территориях региона 100% сельскохозяйственных предприятий убыточны. В регионе не осталось ни одного продукта, производство которого было бы рентабельным. Постоянно растут убытки, неплатежи и задолженность сельскохозяйственных предприятий.
В результате действия диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию для села доход сельского хозяйства перераспределяется в другие сектора. Действие этого фактора будет проявляться еще длительный период, что необходимо учитывать при определении возможностей аграрного сектора.
Более 50% сельскохозяйственной продукции производится в личных подсобных и крестьянских хозяйствах при минимальном использовании техники и средств интенсификации. Усиливается процесс натурализации сельскохозяйственной деятельности, деквалификации работников сельского хозяйства. 1997 год не стал годом положительных сдвигов. Неизменность и ужесточение экономической политики привели к сохранению и усилению отрицательных тенденций.
До сих пор проводимые преобразования в аграрной сфере не поддерживаются самими производителями сельскохозяйственной продукции, не стали основой их поведения, рационального саморазвивающегося процесса. В результате экономических реформ усиливается конкуренция с импортной продукцией. Это ухудшает состояние и перспективы развития сельского хозяйства. Отрицательные последствия наиболее сильно проявляются в регионах с экстремальными условиями.
Все это обусловливает необходимость разработки системы организационно-экономических, финансово-инвестиционных и материально-технических мер, осуществляемых федеральными и региональными властями совместно с производителями сельскохозяйственной продукции, направленных на стабилизацию положения и создание условий для роста сельскохозяйственного производства. Разработка обоснованной региональной аграрной политики позволит объединить усилия регионов и центра, будет способствовать повышению конкурентоспособности и эффективности агропромышленного производства.
Аграрная реформа началась без подготовки соответствующего законодательного, а, главное, экономического обеспечения. Реформа проводится по единой схеме без учета условий конкретных регионов. Многие решения принимаются с большим опозданием. Все это ухудшает и без того сложное положение аграрного сектора. Сильнее негативные тенденции проявляются в регионах со сложными природными и экономическими условиями. Вся совокупность воздействий прежде всего проявляется в производстве сельскохозяйственной продукции.
В результате ухудшения экономической ситуации общая площадь используемых сельскохозяйственных угодий сократилась с 6649 до 5947 тыс. га или на 11%, а используемой пашни с 3192 до 2785 тыс. га или на 13%.Выбытие худших земель в условиях перехода к рыночным отношениям неизбежно. Однако этот процесс идет стихийно, не направлен на решение вопросов повышения плодородия, сохранения сельскохозяйственных земель. Ни в одной из территорий Дальнего Востока не разработаны программы рационального использования земель в новых экономических условиях. Выбытие пашни идет в основных сельскохозяйственных районах. Из 406 тыс. га неиспользуемой пашни 300 тыс. приходится на Амурскую область. Одновременно поставки минеральных удобрений сократились в 36 раз, внесение органических удобрений в 1000 раз, полностью прекращено известкование и фосфоритование кислых почв.
В 1997 г. вся посевная площадь в регионе составила 62% к 1990 г. Посевы зерновых сократились на 36%; сои - 42, кормовых культур - на 45%; на 20 и 25% увеличились площади под картофелем и овощами (табл.1).
Таблица 1 | |||||||
Посевные площади основных сельскохозяйственных культур на Дальнем Востоке (тыс. га) | |||||||
Культуры |
1986-1990 |
1990 |
1995 |
1996 |
1997 |
1997 в % к 1990-1996 | |
Всего посевов |
2901 |
2892 |
2054 |
2005 |
1804 |
62 |
90 |
в том числе: | |||||||
Зерновые |
974 |
953 |
671 |
653 |
614 |
64 |
94 |
Соя |
570 |
594 |
443 |
427 |
347 |
58 |
81 |
Картофель |
126 |
– |
148 |
144 |
145 |
125 |
100,6 |
Овощи |
36 |
– |
39,4 |
38,8 |
37,8 |
120 |
97 |
Кормовые |
1195 |
1196 |
751 |
742 |
660 |
55 |
89 |