Тактическая авиация США
Тактическая авиация США
Истребители нового поколения, поступившие На вооружение ВВС и флота США в 70-х годах, участвовали во многих летных экспериментах и прошли проверку на учениях «Рэд флэг». Накопленный за последние годы опыт позволил зарубежным специалистам определить ближайшие перспективы тактики истребителей, соотношение в ней старых и новых элементов.
Будут ли кардинальные перемены, есть ли новые пути к завоеванию превосходства в воздухе, надо ли перестраивать программы подготовки летчиков? Пока однозначный ответ дан только на последний вопрос: процесс подготовки летного состава к реальным боям должен включать тренировочные бои с «противником», действующим в присущей для него манере, без каких бы то ни было упрощений. Сложнее обстоит дело с претензией на превосходство в воздухе, хотя истребители F-15, F-14, F-16 не имеют других задач, кроме его завоевания.
Журнал «Эр форс» считает, что теории, касающиеся тактики, настолько сложны и разнообразны, что многие из них оказываются неправильными. Для ликвидации неразберихи в прогнозах требуются фундаментальные практические исследования. Однако в мирное время все равно не удастся полностью избежать условностей и упрощений, отражающихся на общих выводах .
К тактике, как отмечает журнал, предъявлены очень высокие требования, чтобы владеть ею в совершенстве, надо располагать современной техникой и кадрами, равноценными, или лучшими, чем у противника.
Квалификация летчиков оценивается по отточенной технике пилотирования, снайперским качествам, индивидуальным и коллективным действиям в бою и, наконец, результатам участия в учениях. Смоделированная тактика может способствовать росту количественных показателей (числа «сбитых» самолетов «противника», точности применения оружия) только при высоком мастерстве исполнителей.
Вместе с тем успех при одинаковых претензиях на него сторон, ведущих бой, во многом определяется факторами, не зависящими от личной подготовки экипажей. Важнейшую роль играют замыслы и решения, вырабатываемые руководителями. Опыт показывает, что спланированное по шаблону сражение, даже при наличии нового оружия, нередко завершалось поражением. Одной генеральной линии в тактике всегда считалось мало каждый раз нужны были детальные доработки. А передовые идеи рождались обычно во время смены обстановки, в динамике событий.
Как отмечает журнал, чутко реагирующая на обстановку тактика часто пасует перед напором дилетантов, наделенных правами. История свидетельствует, что носители ложных концепций не считались даже с опытом войн. Новая техника еще до ее испытаний открывала передними слишком широкие горизонты. Достаточно вспомнить теорию одноразовой атаки, которая привела к снятию пушек с истребителей. Известно, что, когда боевой опыт начинает устаревать, приоритет отдается научному предвидению. Именно в такие периоды вдалеке от аэродромов рождались теории, за которые потом приходилось расплачиваться летчикам.
С учетом этих соображений выводы, касающиеся ближайших перспектив тактики, считаются за рубежом только предварительными. Основной из них формулируется примерно так: для нового поколения истребителей, которое останется в строю в течение следующего десятилетия, характерен воздушный бой классических форм. Основы его заложены во второй мировой войне и закреплены в локальных конфликтах. Новое оружие» несомненно, откроет дорогу новым способам атак, тактическим приемам и боевым маневрам. Однако принципы ведения боя, выработанные прошлыми поколениями истребителей, останутся в силе.
Под выводом о сохранении классического воздушного боя в ВВС США подразумевается следующее.
Во-первых, бой остается групповым. Если состав групп и уменьшится, то до одиночек дело не дойдет. Дуэльные ситуации, как и прежде, будут характерны только для перехвата в сложных метеоусловиях и ночью. Ни «агрессоры», ни их «противники» на учениях «Рэд флэг» по одному не летают, хотя с той и другой стороны часто выступают истребители F-14 «Томкэт» и F-15 «Игл». Выработанная логика боя предполагает только преднамеренное размыкание в критических ситуациях. когда необходим резкий маневр с разрывом огневых связей. Расчленение на одиночки предусматривается и для штурмовиков или других ударных тактических самолетов, прорывающихся к целям на малой
высоте.
В ходе экспериментов на учении опробываются возможности групп необычного состава, например тройки или пятерки самолетов (с экипажем свободного маневра). По-новому распределяются роли, особенно на первых этапах боя. Однако считается, что пара истребителей (элемент)—это основная боевая единица, способная решать сложные задачи.
Групповой характер боя можно представить по описаниям эпизодов учения «Рэд флэг», приводившимся в «Армд форсиз джорнэл». Тактика «агрессоров» при отражении налетов «противника» построена обычно на расчленении больших ударных групп. Так, в одном из вылетов перед восьмеркой «агрессоров», которую возглавлял опытный летчик на самолете Т-38, стояла задача — вступить в бой со смешанной ударной группой из 56 самолетов F-4, А-7, F-111, F-105, F-15 и В-52.
Группа обеспечивалась самолетами-заправщиками, постановщиками помех и спасательными вертолетами (налет по типу вьетнамского).
В течение 10 мин 54 с согласно записям летчика, находившегося в задней кабине самолета командира группы «агрессоров», было «сбито» 7 самолетов - два F-105, два F-15 и три В-52. После этого сам командир был «сбит» ракетой, выпущенной с истребителя F-15 входившего в группу прикрытия ударных сил «противника». Сам бой восстановить в памяти было трудно в
связи с резкими изменениями обстановки и разнообразной на это реакцией «агрессоров».
Во-вторых, воздушный бой достанется маневренным. Возможности техники и оружия, их приспособленность к выполнению определенных боевых задач—зеркало тактики. А истребители превосходства в воздухе—детище 70-х годов разрабатывались для ведения маневренного боя. Правда, их оружие может поражать воздушного противника, находящегося за пределами зрительной связи, но бой на средней дальности — это дополнение к существующей тактике, только начало грядущих перемен. Как показали учения «Рэд флэг», «противник» не всегда соглашался выполнять условия, при которых он мог быть «сбитым» ракетой «Спарроу» на встречном курсе. А для создания других условии возможностей оружия не хватало.
Эволюции, выполняемые истребителями для выхода в атаку или уклонения от нее (в положении обороняющегося), нисколько не упростились. Бой на средней дальности совершенно .не исключал продолжения—ближнего маневренного боя. Переход от первого ко второму обусловливался рядом причин, препятствовавши завершению воздушной схватки в первой, прямолинейной атаке. Главными из них были своевременная информация об угрозе, трудности приборного опознавания и постановка помех на частоте излучения бортовых РЛС.
Натурное моделирование, по мнению организаторов учений «Рэд флэг», показывает, что по мере углубления истребителей- в воздушное пространство противника вероятность ближнего маневренного боя возрастает. Так, «агрессоры» при отражении налетов находили достаточно приемов для' сближения с «противником» на малую дальность, особенно при устойчивом наведении с земли. От внезапной атаки поздно обнаруженного соперника единственным средством защиты оставался энергичный криволинейный маневр в любой плоскости.
Как отмечает зарубежная печать, летчики, принимающие участие в учениях «Рэд флэг», прежде всего получили опыт маневренных боев и применения оружия воздушной цели из разных положений в пространстве. Пилотаж на грани срыва, с максимальными перегрузками и торможением применялся для выхода из-под огня «противника». Именно здесь летчики накапливали баллы по выживанию. Характерно, что критические ситуации создавались не для тренировки, а были логическим следствием выбора наивыгоднейшей тактики.
«Агрессоры», самолеты которых (F-5Е) не имели оружия средней дальности, нередко навязывали ближний бой истребителям завоевания превосходства (F-14 и F-15) и диктовали им свои условия. Они демонстрировали лучшую подготовку и более искусную тактику при отсутствии преимуществ техники. Результаты учений «Рэд флэг» доказали эффективность маневренного боя, поэтому он продолжает занимать основное место в программах подготовки летного состава. Только овладев его секретами, летчик переходит в дальнейшем к освоению всеракурсного боя на средних дальностях.