Пути повышения эффективности животноводства

Пути повышения эффективности животноводства

- изу­чить тео­ре­ти­че­ские ос­но­вы функ­цио­ни­ро­ва­ния от­рас­ли жи­вот­но­вод­ст­ва в ры­ноч­ных ус­ло­ви­ях;

- про­ана­ли­зи­ро­вать уро­вень раз­ви­тия жи­вот­но­вод­ст­ва в кол­хо­зе “Но­вая жизнь” Ру­за­ев­ско­го рай­она Рес­пуб­ли­ки Мор­до­вия;

- пред­ло­жить ме­ро­прия­тия по по­вы­ше­нию эф­фек­тив­но­сти про­из­вод­ст­ва про­дук­ции жи­вот­но­вод­ст­ва.

1. ТЕО­РЕ­ТИ­ЧЕ­СКИЕ ОС­НО­ВЫ ЭФ­ФЕК­ТИВ­НО­ГО ФУНК­ЦИО­ НИРО­ВА­НИЯ ОТ­РАС­ЛИ ЖИ­ВОТ­НО­ВОД­СТ­ВА.

1.1. Про­бле­мы эф­фек­тив­но­го функ­цио­ни­ро­ва­ния жи­вот­но­вод­ст­ва в пе­ре­ход­ный пе­ри­од.

Ак­тив­ный субъ­ект ры­ноч­ных от­но­ше­ний, без­ус­лов­но, дол­жен об­ла­дать пол­ной сво­бо­дой сво­их дей­ст­вий в сфе­ре про­из­вод­ст­ва и сбы­та про­дук­ции, вы­бо­ре по­став­щи­ков и по­ку­па­те­лей, рас­по­ря­же­нии про­из­ве­ден­ной про­дук­ци­ей и ус­та­нов­ле­нии на нее цен, ор­га­ни­за­ции фи­нан­сов и по­ве­де­нии на фи­нан­со­вом рын­ке . Од­на­ко сель­ское хо­зяй­ст­во по всем этим на­прав­ле­ни­ям дея­тель­но­сти на­хо­дит­ся в боль­шей или мень­шей сте­пе­ни под кон­тро­лем го­су­дар­ст­ва, чем ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся его ини­циа­ти­ва и кон­ку­рен­то­спо­соб­ность как уча­ст­ни­ка рын­ка. Это в рав­ной сте­пе­ни от­но­сит­ся как к сель­ско­му хо­зяй­ст­ву стран с ре­гу­ли­руе­мым со­циа­ли­сти­че­ским рын­ком, так и к сель­ско­му хо­зяй­ст­ву ка­пи­та­ли­сти­че­ских стран, в ко­то­рых эко­но­ми­че­ская роль го­су­дар­ст­ва на про­тя­же­нии это­го ве­ка не­пре­рыв­но воз­рас­та­ет и ры­ноч­ная сис­те­ма на­хо­дит­ся под его ре­гу­ли­рую­щим воз­дей­ст­ви­ем и во­все не под­чи­не­на вла­сти сти­хии. Го­су­дар­ст­вен­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние боль­ше все­го ох­ва­ты­ва­ет аг­рар­ную сфе­ру, в ко­то­рой пе­ре­кре­щи­ва­ет­ся мно­го важ­ных и ост­рых со­ци­аль­ных про­блем все­го об­ще­ст­ва. Сель­ское хо­зяй­ст­во обес­пе­чи­ва­ет все на­се­ле­ние про­дук­та­ми и пред­ме­та­ми пер­вой не­об­хо­ди­мо­сти - про­до­воль­ст­ви­ем, оде­ж­дой и обу­вью. По­это­му для ка­ж­до­го го­су­дар­ст­ва очень важ­но обес­пе­чить не­об­хо­ди­мый уро­вень раз­ви­тия и ста­биль­ность сель­ско­го хо­зяй­ст­ва, по­сколь­ку пра­ви­тель­ст­ва всех стран сво­им пер­вей­шим дол­гом ста­вят со­ци­аль­ную за­щи­ту гра­ж­дан, а осо­бен­но так на­зы­вае­мых со­ци­аль­но уяз­ви­мых групп на­се­ле­ния. Это в свою оче­редь тре­бу­ет на­ли­чия в стра­не дос­та­точ­но­го ко­ли­че­ст­ва про­дук­тов пер­вой не­об­хо­ди­мо­сти, ко­то­рые на­се­ле­ние мо­жет при­об­ре­тать но дос­туп­ной це­не.

За­да­ча эта яв­ля­ет­ся слож­ной, так как под­дер­жа­ние ста­биль­но­сти в сель­ском хо­зяй­ст­ве - весь­ма труд­ное де­ло. Не­ста­биль­ность в сель­ском хо­зяй­ст­ве вы­зы­ва­ет­ся мно­ги­ми при­род­ны­ми и эко­но­ми­че­ски­ми при­чи­на­ми. Пре­ж­де все­го это из­мен­чи­вость по­год­ных ус­ло­вий, ко­то­рые во мно­гом оп­ре­де­ля­ют ре­зуль­та­ты дея­тель­но­сти хо­зяйств и их фи­нан­со­вое со­стоя­ние. Сель­ское хо­зяй­ст­во на­хо­дит­ся так­же в за­ви­си­мо­сти от ко­ле­ба­ний рын­ка, в ус­ло­ви­ях ко­то­рых труд­но под­дер­жи­вать оди­на­ко­вый уро­вень до­ход­но­сти. Со­вре­мен­ный на­уч­но-тех­ни­че­ский про­гресс, ко­то­рый в боль­шин­ст­ве стран в сель­ском хо­зяй­ст­ве имел бо­лее бы­ст­рый рост, чем в про­мыш­лен­но­сти, край­не обо­ст­рил со­ци­аль­ные про­бле­мы и не­ста­биль­ность са­мо­го се­ла в си­лу пе­ре­про­из­вод­ст­ва сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ной про­дук­ции. Вслед­ст­вие это­го в раз­ви­тых ка­пи­та­ли­сти­че­ских стра­нах про­бле­ма из­лиш­ка про­до­воль­ст­вен­ных то­ва­ров в сво­ей ос­но­ве яв­ля­ет­ся про­бле­мой "из­лиш­ка" фер­ме­ров а имен­но про­бле­мой ра­зо­ряю­щих­ся мел­ких фер­ме­ров. Это и со­став­ля­ет суть аг­рар­ной про­бле­мы в этих стра­нах.

Из­лиш­нее сель­ское на­се­ле­ние по­па­да­ет в груп­пу со­ци­аль­но уяз­ви­мо­го, то есть тре­бую­ще­го осо­бо­го вни­ма­ния со сто­ро­ны пра­ви­тель­ст­вен­ных ор­га­нов. Боль­шая ост­ро­та со­ци­аль­ных про­блем се­ла и обу­сло­ви­ла не­об­хо­ди­мость го­су­дар­ст­вен­но­го про­тек­цио­низ­ма по от­но­ше­нию к сель­ско­му хо­зяй­ст­ву, ко­то­рый реа­ли­зу­ет­ся че­рез по­ли­ти­ку го­су­дар­ст­вен­ной по­мо­щи фер­ме­рам и струк­тур­ной пе­ре­строй­ки аг­рар­ной сфе­ры. При этом обес­пе­чи­ва­ет­ся со­ци­аль­ная за­щи­щен­ность и все­го на­се­ле­ния по­сред­ст­вом под­дер­жа­ния со­ци­аль­но низ­ко­го уров­ня роз­нич­ных цен на то­ва­ры сель­ско­хо­зяй­ст­вен­но­го про­ис­хо­ж­де­ния, пре­ж­де все­го на про­до­воль­ст­вие.

Все это и обу­слов­ли­ва­ет боль­шой спектр го­су­дар­ст­вен­ных про­грамм и форм пра­ви­тель­ст­вен­ной по­мо­щи, свя­зан­ных с аг­рар­ным сек­то­ром. Эти взаи­мо­от­но­ше­ния го­су­дар­ст­ва с сель­ским хо­зяй­ст­вом в ка­пи­та­ли­сти­че­ских стра­нах раз­ви­ва­ют­ся по сле­дую­щим на­прав­ле­ни­ям:

1. Про­грам­мы ог­ра­ни­че­ния (кон­сер­ва­ции) по­сев­ных пло­ща­дей (ус­та­нов­ле­ние квот по­сев­ных пло­ща­дей или квот сбо­ра уро­жая) и ком­пен­са­ция фер­ме­рам те­ряе­мых ими до­хо­дов.

2. Про­грам­мы суб­си­ди­ро­ва­ния на по­кры­тие раз­ни­цы ме­ж­ду за­ку­поч­ны­ми и роз­нич­ны­ми или экс­порт­ны­ми це­на­ми (на­при­мер, в США по пше­ни­це, мо­ло­ку, хлоп­ку, ри­су и шер­сти).

3. Ус­та­нов­ле­ние верх­не­го и ниж­не­го пре­де­лов за­ку­поч­ных цен на сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ную про­дук­цию (на­при­мер, в стра­нах Об­ще­го рын­ка).

4. Про­грам­мы ре­гу­ли­ро­ва­ния и фор­ми­ро­ва­ния спро­са на про­до­воль­ст­вен­ные то­ва­ры внут­ри стра­ны, сти­му­ли­ро­ва­ние экс­пор­та сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ной про­дук­ции.

5. Ре­гу­ли­ро­ва­ние ин­ве­сти­ци­он­но­го про­цес­са в сель­ском хо­зяй­ст­ве и дру­гих от­рас­лях аг­ро­про­мыш­лен­но­го ком­плек­са, при не­об­хо­ди­мо­сти сти­му­ли­ро­ва­ние ка­пи­та­ло­вло­же­ний в сель­ское хо­зяй­ст­во по­сред­ст­вом пре­дос­тав­ле­ния фер­ме­рам фи­нан­со­вых и кре­дит­ных льгот,

ис­клю­че­ния из об­ла­гае­мой при­бы­ли средств, на­прав­ляе­мых на ка­пи­таль­ные вло­же­ния, на по­вы­ше­ние ква­ли­фи­ка­ции, на про­ве­де­ние опыт­ных и экс­пе­ри­мен­таль­ных ра­бот.

6. Ме­ро­прия­тия по под­дер­жа­нию па­ри­тет­но­го об­ме­на ме­ж­ду сель­ским хо­зяй­ст­вом и про­мыш­лен­но­стью.

7. Ор­га­ни­за­ция пе­ре­ква­ли­фи­ка­ции за счет го­су­дар­ст­вен­ных средств быв­ших фер­ме­ров по спе­ци­аль­но­стям для дру­гих от­рас­лей на­род­но­го хо­зяй­ст­ва.

8. Про­грам­мы раз­ви­тия про­из­вод­ст­вен­ной и со­ци­аль­ной ин­фра­струк­ту­ры в сель­ской ме­ст­но­сти (элек­три­фи­ка­ция, до­рож­ное строи­тель­ст­во, ме­лио­ра­ция, про­све­ще­ние, здра­во­охра­не­ние и т.п.).

9. Про­грам­мы по вне­дре­нию в сель­ское хо­зяй­ст­во по­след­них на­уч­но-тех­ни­че­ских дос­ти­же­ний, сни­же­нию из­дер­жек про­из­вод­ст­ва и по­вы­ше­нию эф­фек­тив­но­сти ферм.

10. Пря­мая по­мощь или по­со­бия ну­ж­даю­щим­ся фер­ме­рам, ко­гда они не­об­хо­ди­мы и оп­рав­да­ны.

Как вид­но из это­го пе­реч­ня, глав­ные за­бо­ты го­су­дар­ст­ва от­но­сят­ся к под­дер­жа­нию до­хо­дов фер­ме­ров и цен на сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ную про­дук­цию. Рас­хо­ды го­су­дар­ст­ва на эти це­ли в на­стоя­щее вре­мя дос­ти­га­ют ог­ром­ных раз­ме­ров. Так, в США на пра­ви­тель­ст­вен­ные про­грам­мы по под­дер­жа­нию цен и кон­сер­ва­цию зе­мель с 1980 по 1987 год бюд­жет­ные ас­сиг­но­ва­ния воз­рос­ли с 1286 до 16 747 млн. долл. О зна­чи­тель­но­сти суб­си­дии в 1987 г. со­ста­ви­ли 36 % об­щей сум­мы чис­то­го до­хо­да всех ферм.

Со­вре­мен­ное ка­пи­та­ли­сти­че­ское го­су­дар­ст­во, та­ким об­ра­зом, бе­рет на се­бя боль­шое бре­мя фер­мер­ских за­бот как субъ­ек­та ры­ноч­ных от­но­ше­ний. Его глав­ная за­да­ча - ор­га­ни­за­ция эф­фек­тив­но­го про­из­вод­ст­ва с тем, что­бы из­держ­ки про­из­вод­ст­ва по­зво­ля­ли иметь дос­та­точ­ный уро­вень рен­та­бель­но­сти, яв­ляю­щий­ся кри­те­ри­ем вы­жи­ва­ния фер­мы в соз­дан­ных пра­ви­тель­ст­вом для сель­ско­го хо­зяй­ст­ва эко­но­ми­че­ских ус­ло­ви­ях.

Из это­го мож­но сде­лать вы­вод, что боль­шой прин­ци­пи­аль­ной раз­ни­цы ме­ж­ду ус­ло­вия­ми хо­зяй­ст­во­ва­ния в ка­пи­та­ли­сти­че­ских стра­нах и кол­лек­тив­ных хо­зяйств в стра­нах ад­ми­ни­ст­ра­тив­но - ко­манд­но­го со­циа­лиз­ма не име­ет­ся. Но, без­ус­лов­но, в по­след­них су­ще­ст­ву­ет боль­шая "за­ор­га­ни­зо­ван­ность" хо­зяйств и мень­шая их са­мо­стоя­тель­ность в при­ня­тии ре­ше­ний, по­сколь­ку эта пре­ро­га­ти­ва бы­ла при­свое­на вы­ше­стоя­щи­ми ор­га­ни­за­ция­ми. Что рез­ко от­ли­ча­ет кол­хо­зы и колхозы от фер­мер­ских хо­зяйств в стра­нах ка­пи­та­лиз­ма, так это от­чу­ж­де­ние по­дав­ляю­щей час­ти тру­же­ни­ков сель­ско­го хо­зяй­ст­ва от соб­ст­вен­но­сти и ре­зуль­та­тов сво­его тру­да, а так­же без­гра­нич­ный во­люн­та­ризм вы­ше­стоя­щих ор­га­ни­за­ций, по­пи­раю­щих эле­мен­тар­ные эко­но­ми­че­ские за­ко­ны и об­ще­при­ня­тые в ми­ре пра­ва пер­вич­ных про­из­вод­ст­вен­ных кол­лек­ти­вов. В ито­ге это под­ры­ва­ло эко­но­ми­ку хо­зяйств и мо­ти­ва­ций вы­со­ко­про­из­во­ди­тель­но­го и эф­фек­тив­но­го тру­да их ра­бот­ни­ков.