Древние обсерватории
Древние обсерватории
Возникновение астрономических знаний принято относить к «седой древности». Накопление этих знаний, согласно наиболее распространенному сценарию, стимулировалось практическими потребностями общества. Обычно называют две: необходимость ориентироваться на местности и регламентация сельскохозяйственных работ. Полагают, что происхождение астрологии как целостной доктрины, трудно отделимой от практической астрономии (вплоть до конца средневековья), также следует отнести к аналогичной «седой древности». Одни считают, что астрология возникла позже — выделилась из «практической» астрономии под влиянием некоторых социальных потребностей. Согласно другой точке зрения, реальные практические астрономические знания накапливались первоначально в рамках астрологической парадигмы. Астрономия выделилась из астрологии в процессе «распада» мифологемы тотального «поклонения Небу».
Археоастрономия свидетельствует о том, что древние сообщества придавали астрономическим наблюдениям очень важное значение. Вероятно, эта особенность социальной активности около 7000 лет назад носила глобальный характер. В последующие эпохи во многих районах ойкумены астрономическим наблюдениям уже, видимо, не придавалось такого значения. Расцвет мегалитической астрономии можно было бы понять, если бы влияние на природные экосистемы было бы столь значительным, что его следовало бы учитывать в практике ведения натурального хозяйства. Отмечается, что в древности эффекты солнечной активности в биосфере «отслеживались» по наблюдению планетных конфигураций. Можно предположить, что в эпоху массового строительства мегалитических обсерваторий масштабы влияния солнечной активности на природные явления были намного больше, чем в настоящее время. Такое предположение оправдано, потому что степень этого влияния на климат и на биологические явления зависит, видимо, от величины магнитного момента Земли — с уменьшением магнитного момента степень воздействия солнечной активности на параметры среды обитания и организмы, возможно, возрастет. Проверка этой гипотезы — дело будущего. Интересны, однако, палеогеофизические данные, указывающие на то, что магнитный момент Земли достиг минимума как раз в эпоху, предшествующую сооружению грандиозных астрономических обсерваторий (около 6500 лет назад).
Обнаружение мегалитических обсерваторий связано с именем английского астронома Дж. Хокинса. У него, конечно, были предшественники — среди них чаще всего называют имя его соотечественника Дж. Н. Локвела (1836 —1920). Все же именно Хокинс тщательно проанализировал особенности структуры Стоунхенджа и убедительно доказал, что он был астрономической обсерваторией.
Статьи Хокинса произвели сильное впечатление. И многие загадочные древние сооружения стали изучаться на предмет того, не являются ли они древними обсерваториями. Очень быстро оформилось специальное направление в исследованиях, получившее название археоастрономии. На первых порах естественно увлечение и, конечно, ошибки. В последние годы археоастрономические исследования вступили в фазу спокойного развития — созываются симпозиумы, издаются журналы, выпускаются монографии.
Теперь я бы хотела подробнее остановиться на такой древней обсерватории, как Стоунхендж.
«Восьмое чудо света» Стоунхендж был возведен на рубеже каменного и бронзового веков, за несколько столетий до падения гомеровской Трои. Период ее постройки в настоящее время установлен радиоуглеродным методом из анализа сожженных при захоронении человеческих останков. Место ритуальных церемоний и погребений, храм Солнца и устрашающий символ власти доисторических жрецов, нетленный памятник творческих возможностей человеческого разума, Стоунхендж и сегодня продолжает будоражить мысль ученых как одно из удивительнейших достижений техники и науки древнего мира.
Стоунхендж вдоль и поперек систематически обследовался десятками ученых. Совместными усилиями историки, археологи, антропологи, геологи, инженеры-строители и химики воссоздали картину: как, когда и кем был построен каменный исполин болотистой равнины Англии, Солсберийской. Однако, только астроному Джеральду Хокинсу удалось установить назначение Стоунхенджа.
Стоунхендж уникален. Во всем мире нет ничего подобного этим суровым руинам, которые, говоря словами Генри Джеймса, «высятся в истории столь же одиноко, как и на своей бескрайней равнине. Это гигантское сооружение словно совсем чуждо человеку, его бренному миру.
Это странное место породило множество небылиц, некоторые из которых живы и сейчас.
Стоунхендж настолько стар, что уже в эпоху античности его истинная история была забыта. Греческие и римские авторы о нем почти не упоминают. Только когда мрак средневековья вновь окутал мир таинственностью, эти древние камни начали будить людское воображение. К тому времени происхождение и назначение «постройки гигантов» были давно и безнадежно забыты, поэтому пришлось заново придумывать ее историю — почти так же, как в те доверчивые дни по кусочкам сшивались жития бесчисленных, ни в каких источниках не упомянутых святых. И к 12 веку Стоунхендж был уже опутан плотным клубком легенд и догадок.
Из истории следует, что в свое время Британия была завоевана римлянами, британцы быстро романизировались, да и римских легионеров не могли интересовать местные рассказы и предания, следовательно были потеряны описания предков британцев. Но характерные черты и способности доисторических людей Ирландии, несомненно, были типичны и для других народов, заселивших Британские острова. Опираясь на «Книгу завоеваний» и другие старинные рукописи, можно кое-что рассказать о них.
В них упоминается три волны ранних пришельцев — фоморяне, партолане и немедяне (появились они необязательно в этом порядке и необязательно до Стоунхенджа). Фоморяне, свирепые и коварные, были «сумрачными морскими великанами… воинственные… они чинили большие досады всему миру», но несмотря на это они были трудолюбивыми земледельцами — «создали овечью землю» и «строили башни»(!). Свои навыки и умения они привезли из Африки через ту часть Европы, которая сейчас называется Испанией. Партолоняне также, по-видимому, явились из Испании. Об их обычаях известно гораздо меньше — только то, что с фоморянами они сражались успешнее, чем с болезнью («моровой язвой»), которая «погубила их… и земля пустовала тридцать лет». Немедяне явились из Греции, привезя с собой искусство политики. Как только фоморяне начали теснить их они воззвали о помощи к «знати Греции», которая появилась в виде «огромного войска с друидами и друидессами». Но вскоре и те и другие были уничтожены «великой волной», и долгое время земля пустовала. Затем появились фир болг, которые, согласно легендам, были потомками греческих крестьян. Фир болги были очень трудолюбивыми и хорошими земледельцами (их отличительное свойство — создавать плодородные земли, перетаскивая нужную почву в кожаных мешках, что, по мнению некоторых исследователей, явилось причиной их названия). Затем явился самый мистический народ, который назывался туата де дананн. Это название, наверное, означало «народ, или дети, Даны», а Дана был их богом, хотя некоторые мифологи связывают это название с именем богини луны Данаэ. Туата отличались удивительным обаянием и глубочайшей мудростью: «им были ведомы и волшебство, и магия, и друидизм, и колдовство, и хитрость… и они превосходили мудрецов-язычников в волшебствах и науках… дьявольских искусствах… во всех видах благородных тонкостях». Согласно легенде, туата были потомками тех немедийцев, которые спаслись и уплыли в Грецию; они вернулись в первый день мая и победили фир болг. «Тонкие» колдуны правили при помощи «волшебств и наук», которые бы очень пригодились бы для великих работ на Солсберийской равнине. Потом появились самые многочисленные и лучше всех организованные из всех охотников поживиться за чужой счет, милезяне (названные так по имени их предводителя, Милезия). Большинство рассказов о милезянах всего лишь сказки, но, как и во всех остальных мифах и легендах, в них есть доля правды: конкретные черты, детали. У милезян была «федерация аристократических республик» и политическое единство, кроме того, они проводили «последовательную внешнюю политику». В бардических искусствах они не знали себе равных — их барды помнили 12 книг и 350 поэтических ритмов. Значит, они обладали политическими способностями и хорошей памятью — две черты, отнюдь не лишние для солидного строительного начинания. Огромный свод мифов и изустных историй содержит в себе немало интересного, и, хотя их нельзя считать научным доказательством каких-либо научных фактов, ознакомиться с ними не мешает.