История пилотируемых орбитальных комплексов серии 'Салют'

История пилотируемых орбитальных комплексов серии 'Салют'

План:

I. Введение

II. Пилотируемые орбитальные комплексы серии «Салют»

III. Заключение

IV. Список литературы

Введение

Мечта о проникновении в космос, стремление человека к звездам родились тысячелетия назад и нашли широкое отражение в фольклоре и литературе многих народов. Упоминание об этом встречается в древнеиндийских поэмах, древнекитайских, иранских и древнегреческих легендах.

Уровень знаний тех времен отражался в способах полета. Вначале воображаемый полет совершался на больших птицах. Например, известны мифы о полете вавилонского царя Этаны на орле 3200 лет до нашей эры, о полете Александра Македонского на грифонах. Бессмертен греческий миф о полете к Солнцу Икара на крыльях из птичьих перьев, скрепленных воском.

Более 300 лет назад появились фантастические сочинения, в которых впервые описывались машинные способы полета. В сочинении «Путешествие на Луну»(1649 г.) французского писателя Сирано де Бержерака впервые упоминается полет с помощью последовательно срабатывающих пороховых ракет. Ашиль Эро в романе «Путешествие на Венеру»(1865 г.) описывает ракетный аппарат, а Жюль Верн в произведениях «С Земли на Луну»(1865 г.) и «Вокруг Луны»(1870 г.) отправляет своих героев на Луну в пушечном Ядре, снабженном ракетными двигателями для коррекции траектории.

В 20-м веке помимо фантастических рассказов появились еще и научные теории выведения летательных аппаратов в космическое пространство.

Основоположником космонавтики, разработавшим теорию ракетного полета и основные принципы построения ракетно-космических систем, автором первых научных планов проникновения человека в межпланетное пространство и завоевания космоса на благо человечества является К. Э. Циолковский(1857-1935 гг.).

Опубликованная им в 1903 г. работа «Исследование мировых пространств реактивными приборами» и последующие ее дополнения являются фундаментальным вкладом в сокровищницу мировой науки. Эти исследования К. Э. Циолковский начал еще в прошлом веке, изложив их в 1883 г. в рукописи «Свободное пространство».

Теоретические разработки К. Э. Циолковского позже были подтверждены и дополнены научными исследованиями как в СССР, так и за рубежом: во Франции – Робером Эно-Пельтри в 1913, 1928, 1930 – 1935 гг., в США – Робертом Годдардом в 1919, 1936 гг., в Германии – Германом Обертом в 1923, 1929 гг. и другими выдающимися учеными.

К. Э. Циолковский нашел ряд важных инженерных решений конструкции ракет. Впервые в мире он дал основы теории жидкостного ракетного двигателя и указал элементы его конструкции. Им были рассмотрены и рекомендованы к использованию различные виды топлива для ракетных двигателей. Целый ряд технических идей, высказанных Циолковским, находит применение при создании современных ракетных двигателей, космических ракет и аппаратов.

Значительное место в трудах Циолковского занимали проблемы организации межпланетных сообщений и перспективы их развития. Он утверждал, что от первых искусственных спутников Земли, межпланетных станций и полетов к планетам лежит широкая дорога к городам и грандиозным поселениям в межпланетном пространстве и к приспособлению космического пространства с его неисчерпаемыми ресурсами материи и энергии для нужд человечества.

К. Э. Циолковский не дожил до осуществления своей мечты. Прорыв в космос был совершен через 22 года после смерти великого ученого.

Исследование космического пространства в нашей стране было очень бурным. Так мы первыми запустили искусственные спутники Земли, Солнца, Луны и Венеры. Наши автоматические аппараты первыми приземлились на Луне, Марсе и Венере, сфотографировали обратную сторону Луны и передали на Землю изображение лунной панорамы, обследовали лунную поверхность луноходом и доставили на Землю образцы лунной породы. Полеты первых космонавтов – мужчин и женщин, одиночные и групповые, в одноместных и многоместных кораблях-спутниках, первый выход космонавтов – мужчины, а затем и женщины – из корабля в космическую бездну, создание первой экспериментальной пилотируемой орбитальной станции, автоматического космического корабля снабжения, полеты международных экипажей космических кораблей и станций, многомесячные полеты космонавты, одновременные полеты в космосе нескольких кораблей и станций, первые перелеты космонавтов между орбитальными станциями и другие приоритетные достижения в освоении космоса – это то, чем каждый житель нашей огромной страны может похвастаться перед всем остальным миром.

В своем реферате я хотел бы познакомить читателя с пилотируемыми орбитальными станциями серии «Салют», созданными в нашей стране.

Пилотируемые орбитальные комплексы серии «Салют»

В развитии космонавтики фундаментальное значение имеют обитаемые долговременные орбитальные станции, обращающиеся вокруг нашей планеты. Создание долговременных орбитальных станций, их непрерывное развитие, сопровождающееся увеличением их массы, объема, численности экипажа, длительности функционирования, расширением круга решаемых задач, является обязательным условием освоения человеком космического пространства.

Именно путь развития долговременных пилотируемых орбитальных станций ведет к фундаментальному освоению космоса, созданию космической промышленности (индустриализации космоса), использующей солнечную энергию, условия невесомости и глубокого вакуума. Рождение космической промышленности начинается с осуществления на орбитальных станциях тонких технологических процессов, не реализуемых на Земле, позволяющих рентабельно получать уникальные материалы, способствующие дальнейшему развитию промышленности.

Первая долговременная орбитальная научная станция «Салют» массой 18,9 т находилась на орбите спутника Земли с 19 апреля по 11 октября 1971 г. Высота орбиты станции в апогее в основном находилась в пределах 250 – 280 км, наклонение орбиты 51,6 градусов, период обращения 88 – 90 минут.

Станция «Салют» состоит из рабочего отсека, образованного двумя цилиндрами диаметром 4,15 и 2,9 м, соединенных коническим переходником, и третьего цилиндрического – переходного отсека диаметром 2 м, к которому пристыковывается транспортный корабль «Союз». С противоположной стороны к рабочему отсеку примыкает негерметичный агрегатный отсек. Переходный и рабочий отсеки герметичны и разделены люком.

В переходном отсеке, также являющемся рабочим помещением станции, установлены элементы систем жизнеобеспечения и терморегулирования, аппаратура астрофизической обсерватории «Орион» и пульты управления. Снаружи расположены две панели солнечных батарей, антенны систем поиска и наведения и другое оборудование.

Внутри рабочего отсека размещается оборудование системы обеспечения жизнедеятельности, радиотехническая и телевизионная аппаратура, системы управления бортовым комплексом, энергопитания, ориентации и управления движением, телеметрии, пульты и рабочие места экипажа, научная аппаратура, запасы пищи и воды, «бегущая дорожка» для тренировки космонавтов. Снаружи установлены панели радиаторов системы терморегулирования, антенны систем связи и радиотелеметрии и иное оборудование. В жилых помещениях станции поддерживается нормальный состав атмосферы, давление, температура и влажность. На станции имеется 21 иллюминатор.

В агрегатном отсеке установлены корректирующая двигательная установка и баки с топливом, а снаружи – двигатели системы ориентации и стабилизации с топливными баками и шар-баллоны со сжатым газом. На корпусе агрегатного отсека размещены также панели солнечных батарей, антенны и другое оборудование.

Энергоснабжение бортовой аппаратуры осуществляется от единой системы энергопитания, состоящей из солнечных батарей общей площадью 42 кв. м и химических источников тока.

Длина космического комплекса «Салют» - «Союз» составляет 21,4 м, объем герметичных отсеков около 100 куб. м.

Продолжавшийся почти шесть месяцев полет орбитальной станции состоял из нескольких этапов. На первом этапе был проведен совместный полет станции с космическим кораблем «Союз-10», стартовавшим 23 апреля 1971 г., который пилотировал экипаж, состоявший из космонавтов В. А. Шаталова, А. С. Елисеева и Н. Н. Рукавишникова(позывные космонавтов «Гранит»). При этом проводилась проверка функционирования усовершенствованных систем, обеспечивающих поиск, сближение, причаливание, стыковку и расстыковку корабля и станции. После совместного полета в состыкованном состоянии, длившемся 5ч 30 мин, корабль отделился от станции и 25 апреля 1971 г. приземлился. Последующая работа орбитальной станции проходила в автоматическом режиме. Второй этап космического эксперимента начался 6 июня 1971 г. запуском транспортного корабля «Союз-11» с экипажем: командир корабля Г. Т. Добровольский, бортинженер В. Н. Волков и инженер-испытатель В. И. Пацаев(позывные космонавтов «Янтарь»). После стыковки с кораблем станция «Салют» стала первой долговременной пилотируемой орбитальной научной станцией. Ее масса превышала 25 т.