Национальная резервная банковская система
Национальная резервная банковская система
Содержание
1. Федеральная резервная система США «ФРС».
2. Национальная резервная банковская система Украины «НБУ».
3. Вывод:
4. Список используемой литературы.
1. Федеральная резервная система США «ФРС».
Федеральная резервная система, или ФРС, как ее называют в финансовых кругах. ФРС представляет собой систему центрального банка США. Она осуществляет клиринговые расчеты, обеспечивает функционирование механизма телеграфных переводов денежных средств и предоставляет другие виды банковских услуг частным коммерческим банкам, ссудосберегательным ассоциациям и федеральному правительству. Она является одним из главных органов, которые регулируют и контролируют деятельность банковской системы. Ответственность, которая возложена на ФНЦС за проведение денежной политики, делает ее, наряду с исполнительной властью, одним из наиболее влиятельных участников процесса разработки и осуществления макроэкономической политики.
ФРС была основана в 1913 году как независимое агентство федерального правительства США и, следовательно, находится вне контроля со стороны исполнительной власти. Хотя она и подчиняется Конгрессу, последний не вмешивается в повседневную деятельность ФРС. Соображение, которым руководствовались создатели ФРС, делая ее независимым органом, состояло в том, чтобы помешать Государственному казначейству использовать денежную политику в своих собственных интересах. Однако в действительности меры, осуществляемые в рамках денежно-кредитной политики, всегда согласованы с налогово-бюджетными операциями Казначейства. И председатель Совета управляющих ФРС поддерживает тесный контакт с секретарем Казначейства, главой Совета экономических консультантов при Президенте США и директором Федерального ведомства управления и бюджета. В соответствии с законом два раза в год ФРС представляет Конгрессу официальный отчет о своей деятельности. Кроме того, она дает объяснение о соотношении целей ее денежной политики с экономическими условиями и экономическими целями, поставленными администрацией Президента и Конгрессом.
Структура ФРС:— Ее основу составляют двенадцать федеральных резервных банков. Эти региональные банки имеют 25 филиалов. Каждый федеральный резервный банк является независимой экономической единицей и обладает чартером (разрешением, лицензией) федерального правительства на право ведения операций. Акционерами федерального резервного банка являются коммерческие банки, которые входят в структуру ФРС. Несмотря на то, что федеральные резервные банки выпускают акции, которые они размещают среди банков — членов ФРС, первые не являются частными фирмами в традиционном понимании, поскольку их деятельность отнюдь не ориентирована на извлечение прибыли и, в конечном счете, неподконтрольна акционерам. Федеральные резервные банки получают доход в виде процентных платежей, по ценным бумагам федерального правительства, которыми они владеют, и с 1981 года - % в виде платы за услуги, оказываемые банкам и сберегательным институтам Ежегодно федеральные резервные банки возвращают весь свой доход, за вычетом операционных издержек, в Государственное казначейство США.
Деятельностью каждого банка руководит Совет директоров, состоящий из девяти членов. Шесть членов Совета директоров выбираются банками — членами ФРС, расположенными в данном округе, а три оставшихся члена назначаются Советом управляющих ФРС. Совет директоров каждого федерального резервного банка определяет политику собственного банка в строгом соответствии с рекомендациями Совета управляющих ФРС. Кроме того, Совет управляющих утверждает назначение высших руководителей каждого федерального резервного банка.
В банковской системе федеральные резервные банки выполняют ряд важных функций, среди которых можно назвать клиринговые операции, хранение резервных депозитов и предоставление ссуд депозитным институтам. Помимо этого, они выпускают в обращение бумажные деньги в форме федеральных резервных банкнот и обеспечивают предложение металлических монет Казначейства. Наконец, они оказывают банковские услуги Казначейству.
Совет управляющих ФРС:— Высшим рабочим органом ФРС является совет управляющих. Совет осуществляет руководство деятельностью двенадцати федеральных резервных банков и состоит из семи членов, которые назначаются
Президентом и утверждаются Сенатом. Каждый член Совета управляющих исполняет свои обязанности в течение 14 лет, причем этот срок подразделяется на периоды в два года. Председателя Совета из числа его членов назначает на четырехлетний срок Президент США.
Совету управляющих даны полномочия утверждения изменений ставки процента по ссудам, предоставляемым федеральными резервными банками коммерческим банкам и сберегательным институтам. В пределах, фиксируемых законом, совет устанавливает также минимальный уровень резервов как некое отношение величины резервов, которые обязаны хранить банки и сберегательные институты, к общей сумме определенных категорий депозитов. Совет управляющих устанавливает порядок деятельности многих типов банковских институтов, включая такие как банки-члены ФРС, получившие чартер на ведение операций у правительства штатов, банковские холдинговые компании, а также американские отделения иностранных банков, и следит за его выполнением. Кроме того, (Совет управляющих утверждает слияния банков и осуществляет регулирование условий предоставления потребительного кредита.)
Федеральный комитет открытого рынка. Операции, связанные с покупкой и продажей государственных ценных бумаг, которыми владеет ФРС, представляют собой главный инструмент денежной политики. Ответственность за осуществление этих операций возложена на Федеральный комитет открытого рынка (ФКОР). ФКОР формируется из числа семи членов Совета управляющих и президентов пяти региональных резервных банков. Постоянным членом комитета является президент Федерального резервного банка Нью-Йорка, а четыре оставшихся места поочередно занимают председатели других одиннадцати региональных резервных банков. Комитет собирается на заседания в среднем восемь раз в год (помимо заседаний члены Комитета проводят совещания по телефону) для принятия решений по вопросам общей стратегии денежной политики. Решения Комитета относительно изменения количества ценных бумаг, находящихся в распоряжении ФРС, осуществляются отделом управляющего по текущим операциям на открытом рынке федерального резервного банка.
Банки-члены и банки-нечлены ФРС. В конце 1989 года из 12706 коммерческих банков страны 5204, включая самые крупные, являлись членами ФРС. Национальные банки, получившие у федерального правительства чартер на ведение операций, обязаны быть членами ФРС по закону. Банки же, получившие чартер у правительства штата, самостоятельно решают вопрос о вступлении в члены ФРС. До 1980 года банки, входящие в структуру ФРС, обладали несомненными привилегиями, а услуги ФРС предоставлялись им бесплатно. Однако при этом они подвергались более жесткому регулированию, чем банки-нечлены ФРС, особенно в отношении поддержания минимального уровня резервов. Многие банки полагали резервные требования слишком обременительными и принимали решение о выходе из структуры Федеральной резервной системы. Это сделало весьма затруднительным осуществление денежно-кредитной политики.
В 1980 году Конгресс принял Закон о дерегулировании деятельности депозитных институтов и контроле за денежным обращением. Он устранил многие из существовавших различий между банками членам и банками-нечленами ФРС, а также между коммерческими банками и сберегательными институтами. В результате после 1980 года резервные требования по отношению к банкам-членам ФРС, коммерческим банкам, не являющимся членами ФРС, ссудосберегательным ассоциациям, сберегательным банкам и кредитным союзам стали более унифицированными. Сберегательные институты завоевали право непосредственно конкурировать с коммерческими банками в предоставлении определенных видов ссуд и предлагать услуги по открытию трансакционных счетов. Финансовые институты, не входящие в структуру ФРС, получили доступ к некоторым услугам ФРС (клиринг чеков, телеграфные переводы денежных средств и предоставление ссуд) на тех же условиях, что и банки-члены ФРС. В 1982 году депозитные институты малого размера были освобождены от соблюдения резервных требований. Следствием принятия Закона о денежном обращении явилось то, что различие между банками и сберегательными институтами стало менее существенным.