История зарождения и развития федеральной резервной системы США

История зарождения и развития федеральной резервной системы США

СОДЕРЖАНИЕ:

1. История зарождения Федеральной резервной системы США

2. Совет управляющих

3. Федеральные резервные банки

4. Банки-члены ФРС

5. Федеральный комитет по операциям на открытом рынке

6. Федеральный консультационный комитет

7. Независимость ФРС

ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ РЕЗЕРВНОЙ СИСТЕМЫ (ФРС) США

Кредитная система США представляет собой совокупность государственных и частных кредитных институтов. Ее основным государственно-монополистическим компонентом является ФРС, выполняющая функции центрального банка США.

ФРС была создана Законом о Федеральной резервной системе, принятом Конгрессом в 1913 году для обеспечения более безопасной и более гибкой банковской и кредитно-денежной системы. Однако предварительные попытки создания центрального банка были сделаны еще до возникновения ФРС. В 1791 и 1816 годах появились соответственно Первый и Второй Банк США со сроком действия на 20 лет. Банки создавались для обслуживания федерального правительства и для контроля над банками других штатов, а также и для обслуживания частной клиентуры. По своему масштабу это были национальные банки с отделениями по всей стране. По большинству показателей их деятельность была вполне удовлетворительной, она способствовала достижению в банковской системе определенного постоянства и порядка там, где раньше царил хаос. Однако и размер банков, и то влияние, которым они пользовались в финансовой системе, вызывали противоречивые мнения, и значительная часть общества не питала к ним доверия. Достижение банками высокого авторитета сопровождалось обострением политических противоречий, и они прекратили свое существование.

В 1863 году с принятием Закона о национальных банках был сделан определенный шаг в направлении к созданию центрального банка. Закон явился вторичной попыткой упорядочить банковскую систему путем унификации выпуска банками банкнот и усиления банковской системы в целом. Закон был принят также с целью облегчения финансирования гражданской войны. На основании закона возник новый класс банков—национальных, работа которых находилась в ведении контролера денежного обращения, входившего в состав аппарата казначейства. Эти банки пользовались определенными привилегиями в обмен на применение к ним более строгих требований в отношении поддержания ими определенных соотношений между различными частями их балансов.

Вместе с тем новая денежная система не смогла предотвратить в конце XIX-начале XX веков неоднократного возникновения паники. Где-то на рубеже века стало очевидно, что система того времени приводила к росту денежной массы и кредита. Такое положение зачастую не соответствовало возможностям экономики к расширению, что приводило к ее срывам. Также стало очевидным, что система ограничивала использование кредита там, где потребность в нем была наивысшей, что служило препятствием к развитию кредитного рынка в стране и экономической эффективности. Кроме того, отмечались ярко выраженные сезонные колебания в наличии и цене кредита, что создавало большие неудобства для экономически важных частей населения.

К 1908 году почти все понимали, Соединенным Штатам был нужен центральный банк, аналогичный тем, что существовали в Европе. Они могли предотвращать возникновение банковской паники или смягчать ее последствия, они обеспечивали рост денежной массы и кредита согласно потребностям экономики и сглаживали сезонные колебания в предложении кредита. Для изучения данного вопроса, согласно закона Олдрича-Риманда, в 1908 году Конгресс учредил Национальный денежный комитет, которым был предложен соответствующий план. Однако мнения о структуре будущего центрального банка резко разделились—одни выступали в поддержку сильно централизованной структуры, подобной той, что существовала в Европе, другие опасались сосредоточения большой власти, которая могла оказаться в руках крупных коммерческих банков Восточного побережья.

В основном возникли две очень похожие друг на друга модели центрального банка. Согласно первой модели в финансовом центре страны—Нью-Йорке создавался единый центральный банк со своим правлением директоров, в состав которого входили представители коммерческих банков. По второй модели возникал целый ряд региональных банков, каждый из которых обладал собственными полномочиями центрального банка. Ни один из этих региональных банков не мог преобладать над другим, и почти полностью отпадала необходимость в координации их деятельности между собой.

Президент Вудро Вильсон, сторонник прогрессивных взглядов, искал компромиссного решения, и 1913 году он утвердил закон о Федеральной резервной системе, которая была ближе ко второй модели с децентрализованной системой.

Согласно закону о федеральном резерве Конгресс фактически передавал свои полномочия по вопросам денежной политики Федеральной резервной системе. В законе говорилось о создании от восьми до двенадцати федеральных резервных банков, каждый из которых обслуживал свой регион или округ. В конце концов было создано двенадцать банков с двадцатью пятью отделениями в целях лучшего обслуживания округов. Во главе каждого банка стоял свой управляющий. Все национальные банки, находившиеся в ведении контролера денежного обращения, были обязаны стать членами Федеральной резервной системы, для коммерческих же банков Штатов это было не обязательно. Банкам, пожелавшим стать членами ФРС, предоставлялись определенные привилегии, такие, как право пользования кредитом Центрального банка, в обмен на введении в этих банках более строгих требований по соотношениям между различными частями их балансов. Для координации деятельности ФРС в Вашингтоне, в округе Колумбия, был создан Совет управляющих ФРС в составе семи человек—министра финансов, контролера денежного обращения и пяти членов Совета, назначаемых президентом с последующим одобрением кандидатур Сенатом. Один из членов Совета назначался управляющим ФРС. В кредитно-денежной сфере резервные банки могли авансом получать проценты за некоторые выданные членами ФРС кредиты, они могли выпускать банкноты с золотым обеспечением. Позже они перешли к купле-продаже инструментов денежного рынка на открытом рынке. Резервные банки также становились главным банком казначейства и выполняли важную роль в платежной системе посредством клиринга чеков и перевода средств по телеграфу. Резервные банки имели право на проведение ограниченно независимой политики, и они пользовались этим правом, часто вступая в противоречие друг с другом.

ФРС оказалась довольно свободным образованием, не вынесшим серьезного испытания кризисом 30-х годов, ознаменовавшимся широкой волной банкротств и экономической депрессией. ФРС оказалась неспособной в нужное время обеспечить банковскую систему ликвидными средствами. В течение первых двух десятилетий своего существования ей оказалось трудным достичь единой кредитно-денежной политики, но в начале 30-х годов этот вопрос встал со всей остротой. В значительной мере он был вызван отсутствием в ФРС последовательной линии руководства. Стало очевидным, что отсутствие последовательного руководства и единой политики отрицательно сказывалось также и за пределами сферы денег и кредита. Несогласованные действия банков-членов Федеральной резервной системы заставляли задуматься об обоснованности предоставления тех или иных услуг со стороны центрального банка и об эффективности распределения кредитных ресурсов. В результате в 30-х годах Конгресс и президент Франклин Рузвельт реформировали Федеральную резервную систему, значительно повысив полномочия ее Совета в руководстве системой.

Главное решение состояло в необходимости большего сосредоточения полномочий Совета в этой области как государственного органа. Вводилась также более прямая форма отчетности. Результаты проведенных крупных реформ 1933 и 1935 гг. сохраняют свое значение и по сей день. В частности, согласно Акта «О банковской деятельности» от 1935 года в структуре Федеральной резервной системы были проведены следующие изменения: наименование «Совет Федеральной резервной системы» было изменено на «Совет управляющих Федеральной резервной системы», из состава руководства были выведены министр финансов и контролер денежного обращения, представляющие исполнительную власть, и на их место президентом страны назначались новые лица. Каждый член Совета ФРС получал титул управляющего. Каждый округ, обслуживаемый одним из Федеральных резервных банков, не мог быть представлен в совете более чем одним из его членов. Первый по старшинству служащий каждого резервного банка получал титул президента банка вместо бытовавшего ранее управляющего. Президент банка и его второй по старшинству служащий—первый вице-президент—назначались советом директоров резервного банка с последующим утверждением их в должности Советом управляющих.