Дилинг в современных российских условиях

Дилинг в современных российских условиях

Содержание:

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

1. Понятие дилинга. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

1.1. История мирового валютного рынка. . . . . . . . . . . .4

1.2. История российского валютного дилинга. . . . . . . . . 5

1.3. Способы получения прибыли. . . . . . . . . . . . . . . 6

2. Способы игры российских банков на мировом

валютном рынке. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6

3. Дилинговые центры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8

3.1. Схема игры через дилинговый центр. . . . . . . . . . . 8

3.2. Самостоятельная игра через дилинговый центр. . . . . .10

3.3. Брокерские услуги. . . . . . . . . . . . . . . . . . .10

3.4. Цели дилинга. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

3.5. Плюсы и минусы дилинга. . . . . . . . . . . . . . . . 12

3.6. Конкуренция на рынке дилинговых услуг. . . . . . . . .14

3.7. Условия работы с клиентами в некоторых

московских дилинговых центрах. . . . . . . . . . . . .14

3.8. Посредническая фирма IFTN. . . . . . . . . . . . . . .15

4. Дилинговый центр Межпромбанка. . . . . . . . . . . . . . . 16

4.1. Схема игры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

4.2. Рекомендации по игре с иностранными акциями. . . . . .18

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

Введение.

До недавних пор отечественный финансовый рынок предоставлял довольно много возможностей для получения прибыли. С одной стороны, спекуляции на курсе рубль-доллар, а с другой - операции на рынке финансовых инструментов (МБК, ГКО, КО, корпоративные векселя и т.п.). При падении доходности валютных операций средства инвестировались в рублевые инструменты; а если снижались процентные ставки, то должен был возрасти курс доллара и средства инвестировались в СКВ. Теперь же эта схема дала сбой - доллар остановился, и возможно, надолго.

Некоторые игроки и инвесторы переметнулись на фондовый рынок. Однако он пока делает лишь первые шаги, инвестиции на срок менее года крайне рискованны: все сходятся во мнении, что российские акции недооценены, но вот когда они вырастут до своей истинной стоимости сказать трудно, в краткосрочной же перспективе их курс и вовсе может упасть. В то же время на финансовом рынке преобладают “короткие деньги” - потребность в их изъятии может возникнуть уже через месяц, а то и раньше, поэтому инвестировать их в акции не имеет смысла.

Другой путь - валютные фьючерсы. Однако они сильно связаны с курсом доллара со всеми вытекающими отсюда последствиями: например, как только в начале июля было объявлено о валютном коридоре, котировки тут же замерли и в течение почти двух месяцев не давали спекулянтам никаких шансов на получение прибыли.

И вот тогда-то отечественные инвесторы остановились на производных финансовых инструментах и на валютном дилинге.

1. Понятие дилинга.

Стремительный рост числа желающих поиграть на международных валютных рынках породил в России новый активно развивающийся вид бизнеса - дилинговые услуги.

Под дилингом в широком смысле понимаются краткосрочные операции банков и других финансовых институтов по управлению своими активами, в том числе и кредитно - депозитные операции. В более узком смысле под дилингом подразумеваются операции на мировом валютном рынке.

1.1. История мирового валютного рынка.

Мировой валютный рынок (Foreign Exchange Market, или просто Forex) - наиболее емкий мировой финансовый рынок. Однако сложился он не так давно. По существу начало его развитию положил развал просуществовавшей около века системы золотого стандарта, по которой обменный курс валют определялся посредством золотого эквивалента: страны-участницы системы гарантировали продажу золота за национальную валюту по фиксированной цене. Система дала трещину после первой мировой войны, а ее последние следы исчезли в 1971 году, когда казначейство США отменило практику купли-продажи золота по фиксированной цене. С середины 70-х годов сложилась практика так называемых плавающих валютных курсов, меняющихся в зависимости от соотношения спроса и предложения.

Появившиеся возможности для арбитражных операций дали сильнейший импульс развитию МВР в его современном понимании; сейчас его дневной оборот составляет сотни миллиардов долларов, а в отдельные дни превышает триллион.

Основу рынка составляют крупнейшие коммерческие банки развитых стран: например, английский Barclays Bank, американский Chase Manhattan Bank и ряд других. Именно они постоянно ведут двусторонние котировки всех значимых валют в наибольшей степени определяют их курсовую динамику.

На ценовую конъюнктуру оказывают значительное влияние государственные банки (при проведении валютных интервенций), крупные инвестиционные фонды, а иногда и крупнейшие корпорации, самостоятельно осуществляющие управление свободными активами.

Торговля валютой в основном носит внебиржевой характер и ведется двумя способами. Во-первых, через валютных брокеров (например, Harlow Butler, Tullet & Tokyo, Marshall и др.), которые сообщают своим клиентам текущие котировки валют, поступающие от других участников рынка, и при необходимости оформляют сделку. Во-вторых, при посредстве торгово-информационной системы Reuter Dealing 2000, которая обеспечивает прямой выход на 17 тыс. валютных дилеров из более чем 3500 банков и других организаций в 82 странах с целью получения их котировок и заключения сделок. Такая торговля дает более широкий охват рынка, однако проигрывает брокерам в оперативности.

При заключении сделок размер минимального лота, ка правило, составляет сумму эквивалентную 500 тыс. долларов, причем практика такова, что даже сделка на несколько миллионов долларов относится к мелким.

1.2. История российского валютного дилинга.

До реформ операции на МВР проводил только Внешэкономбанк и входящие в структуру СЭВ банки МБЭС и МИБ. В 1992-1993 гг. на освободившееся после банкротства ВЭБ место пришли коммерческие банки, получившие генеральную валютную лицензию: Внешторгбанк, “Империал”, Инкомбанк, позднее “Российский кредит”, Межкомбанк, Автобанк и другие.

При этом развитие валютного дилинга, в отличие от западных стран, шло в ногу с развитием других реформ управления активами банков, например, на рынке межбанковских кредитов, кредитно-депозитных операций и т.п. Однако позднее арбитражные операции на стремительно набиравших силу внутренних рынках (прежде всего доллар-рубль и МБК), обеспечивавших несравнимо большую доходность, несколько потеснили дилинг, и он на некоторое время сошел с первых ролей. Но с первыми же признаками стабилизации рубля банкиры вновь стали относить дилинговые операции к приоритетным: например, в Межкомбанке ежедневный объем операций на МВР сейчас составляет 50-100 млн. долларов.

Одновременно в России стали появляться иностранные финансовые компании, предлагающие посредством организации дилинговых центров услуги частным инвесторам по выходу на мировой валютный рынок. Сначала (в 1994 г.) они ориентировались на инвесторов, имеющих средства в западных банках, однако потом выяснилось, что можно задействовать немалые средства и внутри страны. Удачно выбранное время начала деятельности обеспечило этим компаниям лавинообразный рост числа клиентов и пропорционально этому рост доходов от посреднических услуг.

Этого не могли не заметить российские банки, которые тут же организовали собственные дилинговые центры и вступили в конкуренцию как с иностранными первопроходцами, так и друг с другом.

1.3. Способы получения прибыли.

Валютный дилинг, как правило, основывается на следующих двух принципах получения прибыли:

1. За счет роста котировок той валюты, на которую игрок сделал ставку. Например, сумма 1 млн. долларов инвестируется 16 февраля 1996 года в немецкие марки по курсу 1:1,4700. 19 февраля марка усиливает свои позиции до 1:1,4400, поэтому игрок, обращая марки в доллары, получает прибыль в размере 1470000:1,4400-1000000, т.е. около 20833 долларов. Эта схема носит ярко выраженный временной характер.