Охрана коммерческих тайн
Охрана коммерческих тайн
Кто владеет информацией,
тот владеет миром.
Уинстон Черчилль.
Существование в нашей стране двух терминов – военная и государственная тайна - говорит об отсутствии логики в понимании секретности. Во всем мире под государственной тайной понимают сведения, относящиеся к внешней политике и обороне, а у нас государственной тайной был охвачен огромный объем информации - от здоровья руководителей партии и государства до рецептуры хлеба и вареной колбасы.
В настоящее время имеется проект разделения тайны на государственную и коммерческую. Таким образом, в области публичного права выделился институт частного права, который защищает интересы предпринимателей. Рассмотрим чем отличается коммерческая тайна от государственной.
Сведения, составляющие государственную тайну, установлены соответствующим перечнем и подлежат защите со стороны государства. Коммерческая тайна перечнем не определена, поскольку она всегда разная применительно к различным предприятиям и фирмам. Другое отличие состоит в том, что государственная тайна охраняется силой государства в лице соответствующих органов, а коммерческая тайна - службой безопасности предприятия. При этом следует иметь в виду, что коммерческие секреты могут быть государственными секретами, однако государственные секреты не могут быть коммерческой тайной, поскольку в противном случае шла бы торговля государственными интересами.
В повседневной жизни коммерческая тайна всегда выступает в форме коммерческих секретов. Поскольку всякая тайна есть секрет, но не всякий секрет есть тайна.
Секретность в условиях рыночного хозяйствования защищает производителя от недобросовестной конкуренции к которой относятся различные противоправные действия в виде скрытого использования торговой марки, подделки продукции конкурента, обманной рекламы, подкупа, шантажа и т.п. Не последнее место в этом ряду занимает промышленный шпионаж.
Сегодня стало почти массовым явлением беззастенчивое заимствование интеллектуальной и промышленной собственности: сотрудники предприятий,
являясь одновременно членами кооператива, малых предприятий или совместных предприятий, используют методики, программы и технологии, разработанные на отечественных предприятиях и являющиеся их интеллектуальным капиталом. Западные партнеры стремятся незаконным путем получить закрытую информацию, представляющую для них экономический интерес. Поэтому обеспечение экономической безопасности предприятия, фирмы и любой другой формы хозяйствования в условиях рыночной экономики требует защиты коммерческой тайны.
В США, Германии, КНР, Японии и других странах защита коммерческой тайны обеспечивается системой промышленной секретности, которая базируется на соответствующей правовой базе. При этом основную роль в обеспечении ее сохранности играют сами фирмы, а негосударственные органы.
В Соединенных Штатах, имеющих наиболее совершенное законодательство в области защиты информации, Закон о коммерческой тайне или, по принятой там терминологии, - «фирменных секретах»(«секретах производства») был принят только в 1979г. и то не всеми штатами. Согласно этому закону коммерческую тайну составляет информация, которая:
- имеет самостоятельную экономическую стоимость благодаря тому, что не является общеизвестной и доступной людям, которые могут использовать ее в коммерческих целях;
- является объектом разумных усилий по защите;
Разумеется, если что-то названо коммерческой тайной, то это действительно должно ею быть, что бывает непросто доказать юридически. Поэтому закон рекомендует:
- указать ценность информации(какие средства затрачены на получение информации и во что обойдется Вам ее несанкционированное обнародование);
- назвать, какие меры защиты данного секрета были предприняты.
В Германии действует закон о недобросовестной конкуренции, в котором выделяются два вида тайн - производственная и коммерческая. Данный закон устанавливает уголовную ответственность до 3 лет тюремного заключения за сообщение коммерческой или производственной тайны посторонним лицам, а также ее выведывание. К производственной тайне в Германии относятся сведения организационного и технического характера, которые касаются способа производства, технологии, организации труда, а также технического открытия, изобретения либо сведения о характере и целях исследовательских работ и т.д.
Коммерческой тайной, в отличие от производственной, являются сведения, которые касаются торговых отношений фирм: организация и размер оборота, состояние рынков сбыта, сведения о поставщиках и потребителях, сведения о банковских операциях.
Госсовет КНР в 1988 году утвердил положение о коммерческих службах безопасности, не входящих в структуру государственных правоохранительных органов. Коммерческие службы безопасности являются хозрасчетными организациями и выполняют определенные виды работ и услуг согласно контрактам, заключаемым с госучреждениями, кооперативами, частными предприятиями, а также предприятиями, основанными на смешанном китайском и иностранных капиталах. Решение о том, какие секреты необходимо защищать на каждом предприятии, в каждой организации принимается на основе договоренности и строится на экономическом расчете.
В Японии нет ни законов, ни каких-либо других нормативных актов, предусматривающих ответственность за разглашение коммерческой тайны. Там эта необходимость решается следующим образом: на департаменты кадров, имеющихся в каждой японской фирме, возлагается контроль за неукоснительным соблюдением режима секретности, который основывается на кодексе поведения служащих. В нем содержатся положения, запрещающие:
- передавать посторонним лицам сведения, содержащие коммерческую тайну;
- заключать сделки, которые могут подорвать доверие к компании со стороны клиентов;
- устраиваться без разрешения руководства на работу по совместительству;
- умышленно наносить экономический ущерб;
- давать и получать взятки.
Следует отметить, что японский бизнес менее всего страдает от утечки информации. Это связано с присущей этой стране системой «пожизненного найма» и воспитанием у сотрудников чувства патернализма, когда они считают себя членами одной семьи.
Руководитель фирмы «Сони» Акио Морита утверждает, что когда нет преданности, которая приходит с долгосрочной занятостью, то нет возможности положить конец утечкам информации и воровству, от которых повседневно страдает бизнес на Западе.
Понятие «коммерческая тайна» совсем недавно появилась в нашем законодательстве, а если быть точным, то это произошло 12 июня 1990 года, когда был принят Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Согласно ст. 139 Гражданского кодекса Российской Федерации, принятого Государственной Думой 21 октября 1994 года, «информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности».
Разглашение коммерческой тайны может ухудшить экономическое положение предприятия или фирмы. Чтобы этого не произошло, следует перевести такую информацию в разряд охраняемой. У нас это делается приказом руководителя фирмы, в котором перечисляются сведения, относящиеся к коммерческой тайне. Однако он не вправе отнести к ней сведения, подпадающие под категорию государственной тайны, так как они имеют свой, специальный режим охраны. Кроме того, в силу прямого указания закона (Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности», ст. 33, п. 2) руководитель фирмы не может отнести к коммерческой тайне сведения о видах деятельности фирмы, поскольку это может привести к сокрытию сведений о загрязненности окружающей среды и другой негативной деятельности, способной нанести ущерб обществу.
Методика отнесения тех или иных сведений к коммерческой тайне в нашей стране еще не разработана, поэтому, опираясь на опыт зарубежных стран, ограничимся лишь некоторыми рекомендациями.