Русские эволюционисты первой половины XIX в.

Русские эволюционисты первой половины XIX в.

Оглавление.

1. Карл Максимович Бэр……………………………………………

2.Карл Францевич Рулье………………………………………… .

3. Николай Алексеевич Северцов………………………………….

4. Иустин Евдокимович Дядьковский……………………………

Карл Эрнст (в России его называли Карл Максимович) Бэр, родился 28 февраля 1792 года в местечке Пин, в Гервенском округе Эстляндской губернии.

С раннего детства с Карлом занимались домашние учителя. Он обучался математике географии, латинскому и французскому языкам и прочим предметам. В одиннадцать лет Карл уже ознакомился с алгеброй, геометрией и тригонометрией. В августе 1807 года мальчика отвезли в дворянскую школу при городском соборе в Ревеле. В первой половине 1810 года Карл окончил курс школы и поступил в Дерптский университет. В Дерпте Бэр решил избрать медицинскую карьеру. С 1810 — 1814 изучал в Дерптском университете медицину и в 1812 — 13 г. имел возможность заняться ею практически в большом военном лазарете в Риге. Для дальнейшего усовершенствования в науках Бэр поехал в Германию, в Вюрцбург, где под руководством Деллингера занимался сравнительною анатомией; в это время он познакомился с Неес фон Эзенбеком и знакомство это оказало большое влияние на его умственное направление. В 1814 году Бэр выдержал экзамен на степень доктора медицины. Им была представлена и защищена диссертация "Об эндемических болезнях в Эстляндии". В 1917 году Бэр отправился за границу, избрав для продолжения своего медицинского образования Вену. Профессор Бурдах предложил Бэру поступить к нему прозектором на кафедру физиологии в Кенигсбергском университете. Будучи прозектором, он ежедневно руководил практикой студентов. Читал лекции по ана­томии человека. Кроме того, по зимам вел курс сравнительной анатомии и зоологии, в летние семестры объявлял спецкурсы энтомологии, ихтиологии, низ­ших животных, ископаемых животных, истории зооло­гии .

Лекции пользовались успехом. Как-то он пытался было сократить курс зоологии, решив, что медику до­статочно общих сведений и знания тех животных, кото­рые имеют прямое отношение к медицине. Казалось бы, имел некоторые основания надеяться на радость студентов. Увы, «неблагодарные» слушатели потребо­вали восстановить полный курс.

Причина была в том, что лектор отверг скучные каноны, «объединил внутреннее строение животных с их систематикой и старался дать полный обзор всей организации животных». «При этом,— утверждает Бэр,— и мож­но развить такие взгляды, как позвоночная теория черепа, как учение об общем типе строения скелета, об основных формах строения нервной системы и прочие опорные пункты, ведущие к будущей теории строения организма. Все это можно усвоить с наибольшим успе­хом не путем изучения отдельных форм, но путем сравнения между собой всего ряда форм».

Как видно, еще прозектором с первых своих лекций молодой ученый начал активную пропаганду антимета­физических взглядов. В 1826 году Бэр был назначен ординарным профессором анатомии и зоологии, с освобождением от лежавших до сих пор на нем обязанностей прозектора. С этого момента он с еще большей страстью углубился в зоото­мические исследования.

Начались систематические публикации, правда, по совершенно разным вопросам, продиктованным слу­чаем. Дальнейшее изучение осетра, дельфина, тюленя и лося. Паразиты лося. Мухи-кровососы, Материалы к познанию низших животных. Строение ракушек. Бал­тийская медуза. Образование жемчуга в раковинах. Паразиты рыб. Анатомия верблюда. Были также сделаны отдельные доклады: «О единстве органической и неорганической приро­ды в деле распространения органической жизни», «О зарождении», «О развитии жизни на Земле», «О родстве животных», «О происхождении и разви­тии человеческих рас». В этих лекциях Бэр говорил, что «Опыт заставляет нас предполагать, что при согла­сованном ходе природы при всех ее операциях спер­ва образовались на земле простейшие организмы и что человек замыкает этот ряд». «Сравнивая остатки животных и растений с ныне жи­вущими организмами, мы находим среди них много таких, которые так сильно отличаются от современных, что их невозможно и сравнивать, и часто даже остается неясным, к какому классу и порядку должно их отнес­ти . Другие легко включаются в число ныне живущих форм, но очень отличаются от существующих видов; наконец, немногие совершенно сходны с теперешни­ми . Первые находятся в таких слоях земли, которые геологи относят к более древним, последние же при­надлежат к более новым или новейшим слоям». «Если мы бросим теперь взгляд на всю линию развития, то мы заметим постоянное подтверждение того положения, что в ряду следующих друг за другом образований в органическом мире обнаруживается все большее приближение к человеческому строению, что указывает на постоянно повышающееся совершен­ство. В древнейшие времена обособились известняки от кремня — еще безжизненные каменные массы. На них стали расти кораллы, где известь еще господствует над животной основой и приковывает ее ко дну. Позд­нее возник мир моллюсков, еще запертых в тяжелые безжизненные известковые створки, но уже не при­крепленных к месту . Известь приняла форму костей, заняла внутреннее положение в теле животных и теперь служит в качестве опоры для мускулов, органов воли. Но цель еще не достигнута. Гады в ряду много­образных форм повышаются от закованных в панцири черепах и неповоротливых крокодилов к более под­вижным формам . Словом, наблюдается тот же после­довательный ряд, как и у млекопитающих,— от мега­терия и мамонта к более жизненным формам — жиз­ненным, говорю я потому, что есть истинный смысл в этом словоупотреблении, когда мы большую подвиж­ность называем и большей жизненностью. Одним сло­вом: история жизни на земле учит нас о растущем пре­обладании жизни над массой,— подчеркивает автор.— Она достигает своей вершины в свободной воле че­ловека, которым процесс творчества, по-видимому, и заканчивается».

Лектором была пред­ставлена грандиозная, живописная и цельная картина. Основные ее черты:

- развитие жизни под воздействием факторов среды;

- стремление живых форм к совершенству за счет нарастания подвижности; потом Бэр еще присовокупит второй признак прогрессивной эволюции — увеличе­ние мозга, цефализацию, и это тоже растущее преобладание «жизни над массой»;

- жизнь моложе Земли, человек моложе животных;

- предел совершенства живого мира — свободная воля, проявляющаяся в человеке, которым скорей всего оканчивается «процесс творчества».

Аудитория слушателей была разно­образной, и реакция ее на динамическую картину мира, нарисованную молодым и пылким профессором, должно быть, включала элементы шумного восторга. Свидетельством успеха может служить и то обстоятельство, что публичные чтения Бэра по анатомии и физиологии человека по требованию слу­шателей были собраны в объемистый печатный труд — 520 страниц под заглавием «Лекции по антропологии для самообразования».

Вместе с тем вся картина медленного возник­новения и развития жизни под воздействием среды противоречила канонам того времени. Можно предста­вить воздействие доклада на аудиторию. «Несомненно, идея развития в природе была совершенно чужда добрым кенигсбергским гражданам,— пишет Б.Е. Рай­ков.— Убеждение в неподвижности и в неизменности природы — это обычная черта традиционного метафи­зического мировоз-зрения. Таким образом, для време­ни и места, когда доклад был произнесен, он был, без сомнения, волнующим событием и мог произвести смуту в умах благочестиво настроенных немцев».

Развитием зародыша Бэр интересовался еще у Дёллингера. Задолго до того (в 1759 году) петербургский акаде­мик Каспар Фридрих Вольф опубликовал исследования по развитию цыпленка, столь же не понятные множест­ву биологов и Бэру попервоначалу, которому пришлось несколько раз внимательнейшим образом проштудировать работы Вольфа и Пандера, присово­купить многие размышления сравнительно-анатоми­ческого характера. И стало ясно, что без собственных углубленных наблюдений не обойтись. Тем более что ограничиваться исследованием цыпленка он не соби­рался.