Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
Введение . 3
1. Методика анализа финансовых результатов 4
1.1. Понятие финансовых результатов 4
1.2. Основные направления анализа финансовых результатов деятельности предприятия . 6
2. Анализ финансовых результатов
деятельности предприятия……………………………………………………….15
2.1 Анализ деятельности предприятия за 1996 год ………………………15
2.2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗА 1997 ГОД ………………… .….23
2.3 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗА 1998 ГОД ………………… .….31
Заключение ……………………………………………………………………………….39
Приложения……………………………………………………………………………….45
Список использованной литературы 49
Главной целью деятельности любого коммерческого предприятия является получение прибыли.
В современных условиях дороговизны кредитов, предоставляемых банками, прибыль предприятия является важнейшим источником получения необходимых предприятию для развития производства (обновления основных фондов, исследований, разработки и выпуска новой продукции) денежных средств. Прибыль предоставляет предприятию возможность решать социальные проблемы работников. Кроме того, за счет прибыли выполняется часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками, другими предприятиями и организациями.
Показатели финансовых результатов характеризуют эффективность деятельности предприятия. Поэтому анализ финансовых результатов деятельности предприятия является одним из важнейших направлений финансового анализа предприятия.
Проведение финансового анализа необходимо как управленческому персоналу предприятия, так и внешним пользователям, заинтересованным в деятельности предприятия (собственникам, кредиторам, поставщикам и покупателям, и т. д.).
Финансовый анализ предоставляет руководству предприятия информацию, необходимую для принятия точных управленческих решений.
Внешние пользователи учитывают результаты финансового анализа для принятия решений относительно сотрудничества с анализируемым предприятием.
Необходимость проведения финансового анализа независимо от экономической системы страны стала причиной того, что методика финансового анализа разработана как отечественными, так и иностранными экономистами.
В данной курсовой работе автор ставит перед собой следующую задачу: изучить методику анализа финансовых результатов и проанализировать финансовые результаты деятельности предприятия.
В главе 1 курсовой работы были рассмотрены система показателей прибыли, последовательность анализа финансовых результатов, система показателей рентабельности, маржинальный доход.
В главе 2 на основе данных баланса и формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» был проведен анализ финансовых результатов деятельности конкретного предприятия за год.
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности.
Прибыль – это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, который непосредственно получают предприятия.
Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. За счет прибыли выполняется часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками, другими предприятиями и организациями. Таким образом, показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и хозяйственной деятельности предприятий. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяется уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы данного предприятия.
Исходным моментом в расчетах показателей прибыли является оборот предприятия по реализации продукции. Изменения в объеме реализации оказывают наибольшее влияние на финансовые результаты деятельности предприятия. В зависимости от учетной политики предприятия выручка от реализации фиксируется либо по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетно-платежных документов, либо по мере оплаты за реализованную продукцию и поступления денежных средств на расчетный счет при безналичных расчетах, а при расчете наличными деньгами – при поступлении их в кассу предприятия.
Различают и анализируют следующие модификации показателей прибыли: балансовая (валовая) прибыль, прибыль от реализации продукции (работ, услуг), прибыль от прочей реализации, прибыль от внереализационных операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль, прибыль от произведенной товарной продукции, прибыль конкретного вида изделия.
Исходным показателем является прибыль по конкретному виду продукции. Этот показатель составляет коммерческую тайну предприятия и определяется как разность между отпускной ценой и полной себестоимостью конкретного вида продукции.
Прибыль от произведенной товарной продукции (работ, услуг) характеризует потенциальную величину прибыли, которую может получить предприятие от всей товарной продукции (работ, услуг). Она определяется как разность между стоимостью в оптовых ценах и полной себестоимостью фактического выпуска товарной продукции (работ, услуг).
Балансовая (валовая) прибыль – наиболее полная сумма прибыли, в которую включаются прибыль от реализации продукции (работ, услуг), прибыль от реализации основных фондов, иного имущества, а также доходы и убытки от внереализационной деятельности, т.е. валовая прибыль формируется как сальдовый результат всех прибылей и убытков:
ПВ = Пр + Ппр + Пвн, (1.1)
где ПВ – валовая прибыль предприятия;
Пр – прибыль от реализации продукции;
Ппр – прибыль от прочей реализации;
Пвн – финансовый результат от внереализационной деятельности.
Основную массу валовой прибыли составляет прибыль от реализации продукции (работ, услуг), которая определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах без НДС, акцизов и затратами на производство и реализацию.
Вторая составляющая часть валовой прибыли – прибыль от прочей реализации – представляет собой финансовый результат, включающий в себя несколько элементов:
· прибыль (убытки) от реализации активов;
· прибыль от операций с ценными бумагами;
· прибыль от реализации продукции (работ, услуг) от неосновного для данного предприятия вида деятельности.
Прибыль от прочей реализации и прибыль от реализации продукции составляют общий результат от всей реализации.
Третий элемент валовой прибыли – финансовый результат от внереализационной деятельности – рассчитывается как разность между доходами и расходами.
Доходы и расходы от внереализационной деятельности – это результаты от операций, не связанных с реализацией продукции (работ, услуг), а также следствие различных финансовых нарушений.
К внереализационным доходам относятся: доходы, полученные от долевого участия в деятельности других предприятий; доходы от сдачи имущества в аренду; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; положительные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте; дивиденды по акциям, доходы по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию; присужденные штрафы, пени, неустойки, полученные за нарушение хозяйственных договоров; и др.
Внереализационные расходы включают: затраты по аннулированным производственным заказам; отрицательные курсовые разницы, суммы сомнительных долгов; убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году; оплата экономических санкций; затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов и др.
Налогооблагаемая прибыль определяется исходя из валовой прибыли путем корректировки на величину доходов, облагаемых в особом порядке по месту их возникновения, предоставляемых предприятию льгот и отраслевых особенностей.
С целью налогообложения валовая прибыль изменяется в порядке, оговоренном Инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации от 10 августа 1995 г. № 37 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций». Так, в целях налогообложения валовая прибыль уменьшается на сумму доходов в виде дивидендов, полученных по акциям принадлежащим предприятию; сумму доходов от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории Российской Федерации. В этой же инструкции перечислены льготы по налогу на прибыль, предоставляемые предприятиям.