Учет расчетов по имущественному, личному и социальному страхованию и обеспечению
Учет расчетов по имущественному, личному и социальному страхованию и обеспечению
Содержание.
Введение…………………………………………………….……………………… 3
Обзор литературы………………………………………………………………… .5
1. Учет расчетов по имущественному и личному страхованию……………… .8
1.1. Особенности отражения в учете отдельных видов страхования .……… 12
2. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению……………….17
2.1. Формирование средств фондов…………………………………………… .17
2.2. Порядок использования средств внебюджетных фондов…………………32
2.3. Составление расчетных ведомостей по взносам в социальные фонды… 38
Выводы и предложения……………………………………………………………42
Список использованной литературы…………………………………………… .44
Приложения…………………………………………………………………………46
Введение.
В последние годы, в условиях перехода к рыночным отношениям, в методологии и организации бухгалтерского учета на предприятиях Российской Федерации произошли большие изменения. Больше внимания стало уделяться изучению опыта организации учета на предприятиях в странах с развитой рыночной экономикой.
Одновременно расширились возможности хозяйствующих субъектов в области бухгалтерского учета. Предприятия разрабатывают свою учетную политику, самостоятельно определяя методики, формы, технику ведения и организации бухгалтерского учета исходя из действующих правил и особенностей хозяйствования. Существенно изменена бухгалтерская отчетность. Ее состав, содержание и адреса представления стали в значительной мере соответствовать международной практике, а сама отчетность стала доступной для любых сторонних пользователей.
В условиях нестабильной экономики, когда происходят всевозможные политические и экономические потрясения, финансовые кризисы особо важное значение приобретают социальная защита населения, а также страхование от потерь имущества и личное страхование.
Статья 39 Конституции РФ определяет виды социальной защиты граждан РФ: каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту , в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и страхование.
Важное место в социальной защите и поддержке населения занимают государственные внебюджетные фонды (социального страхования, пенсионный, обязательного медицинского страхования, занятости населения и др.). Порядок их формирования и использования регламентируется соответствующим законодательством. Все они образуются за счет специальных целевых отчислений и других источников, функционируют автономно от государственного бюджета, имеют определенную самостоятельность и используются на финансирование важнейших социальных мероприятий и программ.
Учет расчетов по имущественному, личному и социальному страхованию и обеспечениюпо праву занимает одно из важных мест во всей системе учета организации, так как связан с расчетом себестоимости продукции (работ, услуг), которая прямо влияет на финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. Знание этого раздела учета необходимо не только бухгалтерам, но и рядовому работнику организации, так как он на прямую связан с интересами каждого.
Целью данной курсовой работы является детальное рассмотрение ведения бухгалтерского учета расчетов по имущественному, личному и социальному страхованию и обеспечению.
Обзор литературы.
В ходе работы над данной темой мною были изучены, а затем и использованы в самой курсовой работе федеральные законы, нормативные акты, постановления Правительства РФ, письма Минфина РФ и ГНС РФ, а также учебники и учебные пособия по бухгалтерскому учету для студентов вузов и для сдающих экзамен на квалификационный аттестат аудитора, бухгалтеров, финансовых менеджеров, преподавателей. Но в основном курсовая работа написана на основе публикаций в периодических изданиях (журналах, газетах) таких как «Бухгалтерский учет», «Главбух», «Налоги и платежи». Причиной этому служило то, что учет расчетов по имущественному, личному и социальному страхованию и обеспечению в учебных пособиях рассмотрен в малом объеме, не вникая в подробности. Наиболее полно данная тема представлена в учебном пособии по бухгалтерскому учету Кондракова Н. П. (9) в главах 7-ой «Учет труда и его оплата» и 11-ой «Учет текущих обязательств и расчетов».
В части вопроса учета расчетов по имущественному и личному страхованию, публикаций значительно меньше, чем по учету расчетов по социальному страхованию и обеспечению. Наиболее информативная и подробная, по моему мнению, статья, напечатанная в двух номерах журнала «Бухгалтерский учет» за 1999 год, автором которой является доцент ВЗФЭИ Сотникова Л. В. (20). Детально рассмотрены условия включения в себестоимость продукции (работ, услуг) расходов на страхование.
Вопросы учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению достаточно подробно описаны в практическом руководстве Врублевского Н. Д. и Рендухова И. М. (6).
Появление довольно частых публикаций в журналах на тему учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению вызвано скорее не разгоревшимися дискуссиями между авторами статей, а с тем, что бюджеты фондов утверждаются ежегодно и происходят изменения законодательства. К примеру, авторы статьи, опубликованной в журнале «Главбух», «Новое в уплате страховых взносов во внебюджетные фонды» Гончаров Д. В. и Макалкин И. А. (10) пишут: «В период с конца марта по начало мая 1999 года были принят пакет законов, касающихся уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды. Изменения коснулись порядка перечисления страховых взносов, порядка начисления и списания пеней, а также реконструкции задолженности по уплате страховых взносов». Что касается реконструкции задолженности по уплате страховых взносов, то этот вопрос подробно рассматривает Пизенгольц М. З. в своей статье (13), он уделяет особое внимание вопросам ведения учета по социальному страхованию и обеспечению в сельском хозяйстве: «В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.98 № 1146 для сельскохозяйственных товаропроизводителей, предприятий и организаций агропромышленного комплекса была разрешена реструктуризация задолженности государственным внебюджетным фондам Российской Федерации».
Вопросы, касающиеся страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, подробно рассматривает Сухов М. В. (21, 22), в основном он печатается с комментариями к нормативным актам. В своей статье «Комментарий к изменениям в Порядок уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ» (21) он указывает на противоречия в законодательстве: «Как сказано в этом письме ПФ РФ от 6 декабря 1999 г. № КА-16-27/10932 «О сроках уплаты страховых взносов с вознаграждений по договорам гражданско-правового характера и взыскании штрафных санкций», за сокрытие или занижение выплат, начисленных в пользу работников, к работодателям применяются штрафные санкции, предусмотренные Налоговым кодексом РФ.
Однако Порядок уплаты страховых взносов не во всем согласуется с положениями Налогового кодекса РФ. В частности, пунктом 7 этого документа установлено, что за уклонение от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с плательщиков будут в полном объеме взыскиваться все сокрытые или заниженные при начислении страховых взносов суммы выплат в пользу работников и, кроме того, штраф в размере этих же сумм. Этот штраф будет увеличен вдвое, если плательщик допустит повторное нарушение Порядка уплаты страховых взносов.
Эти санкции противоречат Налоговому кодексу РФ, согласно которому за неуплату или неполную уплату платежа налагается штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы.
При таком противоречии между Порядком уплаты страховых взносов и Налоговым кодексом РФ плательщикам страховых взносов, вероятно, придется обращаться в суд, чтобы получить окончательное решение о том, в каком же размере надлежит выплачивать штрафы».
Соловьев И. Н. (18) поясняет данную ситуацию: «Взносы в государственные социальные внебюджетные фонды включены в перечень федеральных налогов и сборов, установленный статьей 13 Налогового кодекса РФ (НК РФ). Это означает, что с принятием и введением в действие второй части НК РФ порядок уплаты взносов, а также ответственность за их неуплату будут определятся не нормативными актами самих фондов, а налоговым законодательством.