Ревизия основных средств
Ревизия основных средств
Содержание
Введение . 2
Информационная база 4
Проверка наличия и сохранности основных средств 6
Проверка правильности документального оформления и учета поступления и выбытия основных средств 10
Проверка порядка налогообложения операций поступления и выбытия основных средств 12
Проверка операций по учету амортизации основных средств 14
Проверка операций по восстановлению основных средств 16
Введение
Целью проверки основных средств является формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по разделу основных средств и установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций с основными средствами действующим в Российской Федерации нормативным документам.
В ходе ревизии основных средств проверяют:
1) обеспечение контроля за наличием и сохранностью основных средств (правильность отнесения объектов к основным средствам; правильность классификации основных средств; правильность оценки и переоценки основных средств; вопросы организации аналитического учета и материальной ответственности за основные средства; инвентаризация основных средств; соответствие данных отчетности, синтетического и аналитического учета);
2) документальное оформление и отражение в учете операций поступления и выбытия основных средств (использование унифицированных форм первичной учетной документации; отражение операций поступления и выбытия основных средств в регистрах синтетического учета; вопросы налогообложения операций при поступлении и выбытии основных средств);
3) начисление и отражение в учете амортизации основных средств (правильность установления срока полезного использования; правомерность и обоснованность используемых способов начисления амортизации; правильность применения единых норм амортизации; правомерность применения ускоренной амортизации; правильность расчетов амортизационных отчислений; правильность отражения амортизационных отчислений в учете);
4) отражение в учете восстановления основных средств – ремонта, модернизации и реконструкции (документальное оформление операций; способы проведения ремонта; правомерность отнесения затрат по ремонту на себестоимость; отражение операций по реконструкции и модернизации в учете).
При проверке операций по учету основных средств целесообразно использовать тест внутреннего контроля (см. табл. 1). Это позволит не только оценить его надежность, но и скорректировать программу проведения проверки.
Из приведенного теста можно сделать вывод, что инвентаризация в отчетном периоде не производилась, в учетной политике не определены порядок и сроки инвентаризации отдельных объектов. Следовательно, в ходе проверки необходимо провести выборочную инвентаризацию объектов основных средств. Риск существенных ошибок увеличивается в связи с тем, что в данной организации отсутствует внутренний контроль за операциями по учету основных средств филиала.
Таблица 1.
Тест внутреннего контроля
№
Содержание
Ответы
Примечания
Да
Нет
1
Имеется ли приказ с создании комиссии по списанию основных средств
+
2
Определены ли сроки проведения инвентаризации основных средств в приказе по учетной политике
+
3
Проведена инвентаризация в установленные сроки
+
4
Когда была проведена последняя инвентаризация основных средств
+
Год назад
5
Отражены ли результаты инвентаризации в учете
Инвентаризация в отчетном периоде не производилась
6
Фиксируется ли в учетных регистрах место размещения и эксплуатации основных средств
+
7
Имеются ли приказы о назначении лиц, ответственных за сохранность основных средств в местах эксплуатации
+
8
Заключены ли договоры о полной материальной ответственности с лицами, ответственными за сохранность основных средств
+
9
Использует ли организация унифицированные формы первичных документов
+
10
Разработан ли график документооборота по учету основных средств
+
11
Осуществляет ли главный бухгалтер контроль за соблюдением графика документооборота
+
12
Застрахованы ли объекты основных средств на случай пожара, стихийных бедствий
+
13
Произведена ли классификация основных средств
+
14
Разработан ли кодификатор основных средств
+
15
Имеются ли инвентарные карточки на бумажном носителе
+
16
Сверяются ли данные аналитического учета с регистрами синтетического учета
+
Да. При составлении годового баланса
17
Утверждаются ли документы на списание основных средств руководителем
+
18
Использует ли организация арендованные объекты основных средств
+
Используется линейный способ
19
Выбраны ли варианты начисления амортизации основных средств
+
20
20. Выбран ли вариант учета затрат на ремонт объектов основных средств
+
Затраты списываются по фактическим расходам
21
Имеет ли организация филиалы, выделенные на отдельные балансы
+
Филиал создан в отчетном году
22
Контролирует ли главный бухгалтер организацию учета основных средств в филиалах:
- проведение выборочных инвентаризаций;
- проверка первичных документов по филиалам;
- использует данные бухгалтерского баланса
+
+
+
Из-за короткого срока действия филиала проверка постановки учета основных средств не производилась