Наличный и безналичный расчет предприятий

Наличный и безналичный расчет предприятий

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

5

Глава 1. Методические основы организации учета наличных и безналичных расчетов.

7

1.1. Задачи и основы организации учета денежных средств  

1.2. Основные нормативные документы учета наличных и безналичных расчетов

8

1.3. Особенности деятельности организации и их влияние на организацию учета наличных и безналичных расчетов.

11

1.4. Применение ЭВМ в организации учета денежных средств и расчетов.

18

Глава 2. Учет наличных и безналичных расчетов

21

2.1. Порядок осуществления и бухгалтерский учет наличных форм расчетов  

2.2. Порядок осуществления и бухгалтерский учет безналичных форм расчетов

33

Глава 3. Аудит наличных и безналичных расчетов предприятия

41

3.1. Аудит кассовых операций  

3.2. Аудиторская проверка операций по расчетному счету

45

3.3. Аудит расчетов с поставщиками, покупателями и заказчиками

46

3.4. Аудит расчетов с дебиторами и кредиторами

52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

57

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

60

ПРИЛОЖЕНИЯ

65-

ВВЕДЕНИЕ

Рыночные отношения предусматривают хозяйственные связи – это необходимое условие деятельности предприятий, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки и реализации продукции. Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которых одно предприятие выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другое – их покупателем, потребителем, а значит и плательщиком.

Такая организация расчетов между поставщиками и покупателями оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное поступление денежных средств.

У предприятия возникают взаимоотношения с персоналом, выполняющим производственное задание, что также влечет за собой расчеты с работниками предприятия, с органами социального обеспечения и другими организациями и лицами. Все эти расчеты осуществляются в денежной форме.

Между предприятиями, учреждениями и организациями расчеты производятся безналично. Безналичные расчеты ведутся путем перечисления (перевода) денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций (кредитных и расчетных), замещающих наличные деньги в обороте. При этом посредником при расчетах

между предприятиями и организациями выступают соответствующие учреждения банков (государственные и коммерческие)

Отношения между банком и клиентом носят договорный характер. Клиенты самостоятельно выбирают банки для кредитно-расчетного обслуживания и могут производить все виды банковских операций в одном (по расчетным операциям или нескольких банках по кредитным операция).

Кредитные отношения банков с предприятиями оформляются кредитными договорами. Кроме расчетных счетов, в банках открываются текущие и специальные счета для хранения средств строго целевого назначения (приватизационный фонд, аккредитивы и чековые книжки).

Вообще рациональная организация контроля за состоянием наличных и безналичных расчетов способствует укреплению и соблюдению платежной дисциплины, выполнению обязательств перед поставщиками и заказчиками, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния предприятий.

1.Методические основы организации учета наличных и безналичных расчетов.

1.1. Задачи и основы организации учета денежных средств

У предприятий в процессе деятельности происходят денежные расчеты с работниками предприятия, с органами социального обеспечения и другими организациями и лицами.

Расчеты между предприятиями, как уже отмечалось выше, осуществляются в безналичном порядке, а также наличными через кассу предприятия в пределах установленных в законодательном порядке лимитов. Следует помнить, что Центробанк России указанием от 29.09.97г. № 525 установил предельный размер расчетов наличными деньгами по одному платежу:

- между юридическими лицами - в сумме 10 тыс. руб.;

- для предприятий потребительской кооперации за приобретаемые у юридических лиц товары, сельскохозяйственные продукты, сырье - в сумме 15 тыс. руб.;

Предприятие торговли, как любое юридическое лицо, само выбирает банк для кредитно-расчетного обслуживания. Кроме расчетных счетов в банках могут открываться текущие и специальные счета для хранения средств строго целевого назначения. Кредитные отношения предприятия с банками оформляются кредитными договорами.

Основными задачами организации учета денежных средств являются:

- своевременное полное и точное отражение операций по учету денежных средств;

- постоянный контроль за наличием и сохранностью денежных средств в кассе, на расчетном и других счетах в банках;

- контроль за использованием денежных средств;

- контроль за правильностью договорных расчетов с поставщиками и покупателями;

- контроль за своевременными и правильными расчетами с бюджетами, банками, работниками;

- контроль за расчетными операциями с целью предупреждения образования кредиторской и дебиторской задолженности;

- контроль за использованием банковского кредита и сроками его возврата.

1.2. Основные нормативные документы учета наличных и безналичных расчетов

К основным нормативным документам учета и аудита наличных и безналичных расчетов относятся следующие:

1.Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 и 2

3. Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 декабря 1994г. № 170.

4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Министерства финансов от 1 ноября 1991г. № 56 и рекомендованы для применения на территории управления Российской Федерации письмом Министерства экономики и Министерства финансов РСФСР от 19 декабря 1991г. № 18-5 с изменениями, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 1994г. № 173, от 28 июля 1995г., № 81 и от 17 февраля 1997г. № 15

5. О годовой бухгалтерской отчетности организации Приказ Минфина РФ от 12 ноября 1996г. № 97. Приложения 1,2 к приказу Минфина РФ от 12 ноября 1996г. № 97.

6. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995г. № 49.