Организация службы внутреннего контроля на предприятии
Организация службы внутреннего контроля на предприятии
ВВЕДЕНИЕ 2
Аудит – предпринимательство или юридическая деятельность? 4
СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ. СУЩЕСТВОВАНИЕ И ОЦЕНКА
ЭФФЕКТИВНОСТИ 27
1. Понятие и элементы системы внутреннего контроля . 28
2. Цели руководства предприятия при организации СВК . 29
3. Принципы изучения аудитором СВК 30
4. Задачи аудиторов при изучении и оценке СВК 32
5. Пример по выполнению задач СВК при реализации продукции . 33
6. Итоги оценки СВК 35
Литература 39
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая работа является продолжением предыдущей курсовой работы и, также посвящена вопросам организации службы внутреннего контроля на предприятии.
В условиях развития рыночных отношений и расширения хозяйственных связей между организациями разных форм собственности и организационно-правовых форм особое значение имеют достоверность и точность финансовой отчетности, опираясь на которую субъект хозяйствования выбирает своего партнера, устанавливает взаимоотношения и определяет форму расчета со своими клиентами и поставщиками, решает вопрос о вложении своих средств. При получении кредита в банке, выпуске проспекта эмиссии и размещении акций и облигаций, при инвестировании средств инвесторы все чаще требуют от эмитента аудиторское заключение, подтверждающее чистоту (достоверность) его финансовой отчетности.
Аудитор в своем заключении должен установить достоверность бухгалтерской и финансовой отчетности, платежно-расчетной документации отдельных хозяйственных операций, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований. Кроме того, аудитор, как правило, дает рекомендации по улучшению финансового положения предприятия, повышению эффективности его деятельности, выявлению неиспользованных резервов производства. Аудит проводится как вневедомственная независимая проверка на основе заключения договора аудиторской фирмы (аудитора) и организации и является разновидностью предпринимательской деятельности.
В хозяйственной практике России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 г. № 1355 и постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1995 г. № 408 начиная с отчета за 1994 г. введены обязательные аудиторские проверки:
•организаций, имеющих организационно-правовую форму акционерного общества открытого типа независимо от числа участников (акционеров) и размера уставного капитала;
•организаций в зависимости от вида деятельности;
•банков и других кредитных учреждений;
•страховых организаций и обществ взаимного страхования;
•товарных и фондовых бирж;
•инвестиционных институтов (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании);
•внебюджетных фондов, источниками образования средств которых являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые юридическими и физическими лицами;
•благотворительных и иных (неинвестиционных) фондов, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц.
Кроме того, начиная с отчета за 1994 г. обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат организации независимо от размеров, если в их уставном капитале имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам.
Начиная с бухгалтерского отчета за 1995 г. обязательной аудиторской проверке подлежат организации (за исключением находящихся полностью в государственной или муниципальной собственности) при наличии хотя бы одного из следующих финансовых показателей их деятельности:
§ объема выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год, превышающего в 500 тыс. раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;
§ суммы актива баланса, превышающей на конец отчетного года в 200 тыс. раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда.
При этом минимальный размер оплаты труда, если он в течение года менялся несколько раз, принимается в среднегодовом исчислении за отчетный год.
Однако эти положения не относятся к экономическим субъектам, которые находятся полностью в государственной или муниципальной собственности. Таким образом, вне сферы аудиторских проверок остается достаточно большой круг бюджетных организаций, а также предприятия государственной и муниципальной собственности.
Наряду с обязательными аудиторскими проверками могут быть инициативные и целевые проверки (при подготовке и регистрации проспекта эмиссии, получении банковского кредита или кредита из целевых фондов и т.п.). При этом следует иметь в виду, что аудит - это дорогостоящее мероприятие, финансирование которого часто приходится осуществлять из чистой прибыли. Поэтому многие малорентабельные и убыточные предприятия не могут позволить себе проведение инициативных аудиторских проверок. С этим особенно часто приходится сталкиваться, когда российские предприятия готовят заявки в международные фонды или банки (Европейский банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд и т.д.), к которым необходимо приложить аудиторские заключения международных аудиторских фирм, услуги которых особенно дороги. Часто для подготовки такого заключения приходится брать специальный кредит.
В этой связи многие организации формируют специальные подразделения, которые осуществляют контроль за состоянием бухгалтерского учета, проводят комплексный анализ хозяйственной и финансовой деятельности экономического субъекта с целью наметить пути наиболее эффективного развития и выявить резервы предприятия и его основных подразделений. Создание таких подразделений позволяет отделить оперативную работу бухгалтерской службы от методологической и стратегической деятельности специальных подразделений, которое выполняют функцию внутреннего контроля фирмы.
Деятельность таких подразделений часто называют внутренним аудитом, что имеет место даже в программе проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора. Однако вряд ли это верно, хотя в мировой практике такое название встречается. Указанное название противоречит нормативным документам, принятым в России. Так, в Указе Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации" и во Временных правилах аудиторской деятельности в Российской Федерации дано определение аудиторской деятельности: "аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию других аудиторских услуг". Следовательно, внутренний контроль не совпадает с наиболее существенными признаками аудита - предпринимательским характером деятельности и независимостью.
В этом месте, мне хотелось - бы сделать небольшое отступление от основной темы настоящей работы и рассмотреть аудиторскую деятельность с точки зрения её сущности: что такое аудит – предпринимательство или юридическая деятельность?
Аудит – предпринимательство или юридическая деятельность?
Существует устойчивый миф о предпринимательском характере аудита, получивший нормативное закрепление во Временных правилах аудиторской деятельности в Российской Федерации (далее - Правила), утвержденных Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации".
Указанными Правилами определено, что "аудиторская деятельность - аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг" (п.3).