Организация службы внутреннего контроля на предприятии

Организация службы внутреннего контроля на предприятии

ВВЕДЕНИЕ 2

Аудит – предпринимательство или юридическая деятельность? 4

СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ. СУЩЕСТВОВАНИЕ И ОЦЕНКА

ЭФФЕКТИВНОСТИ 27

1. Понятие и элементы системы внутреннего контроля . 28

2. Цели руководства предприятия при организации СВК . 29

3. Принципы изучения аудитором СВК 30

4. Задачи аудиторов при изучении и оценке СВК 32

5. Пример по выполнению задач СВК при реализации продукции . 33

6. Итоги оценки СВК 35

Литература 39

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая работа является продолжением предыдущей курсовой работы и, также посвящена вопросам организации службы внутреннего контроля на предприятии.

В условиях развития рыночных отношений и расширения хозяйственных связей между организа­циями разных форм собственности и организацион­но-правовых форм особое значение имеют досто­верность и точность финансовой отчетности, опира­ясь на которую субъект хозяйствования выбирает своего партнера, устанавливает взаимоотношения и определяет форму расчета со своими клиентами и поставщиками, решает вопрос о вложении своих средств. При получении кредита в банке, выпуске проспекта эмиссии и размещении акций и облига­ций, при инвестировании средств инвесторы все ча­ще требуют от эмитента аудиторское заключение, подтверждающее чистоту (достоверность) его фи­нансовой отчетности.

Аудитор в своем заключении должен устано­вить достоверность бухгалтерской и финансовой от­четности, платежно-расчетной документации от­дельных хозяйственных операций, налоговых декла­раций и других финансовых обязательств и требова­ний. Кроме того, аудитор, как правило, дает реко­мендации по улучшению финансового положения предприятия, повышению эффективности его дея­тельности, выявлению неиспользованных резервов производства. Аудит проводится как вневедомствен­ная независимая проверка на основе заключения договора аудиторской фирмы (аудитора) и организа­ции и является разновидностью предприниматель­ской деятельности.

В хозяйственной практике России в соответст­вии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 г. № 1355 и постанов­лением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1995 г. № 408 начиная с отчета за 1994 г. вве­дены обязательные аудиторские проверки:

•организаций, имеющих организационно-правовую форму акционерного общества открытого типа независимо от числа участников (акционеров) и размера уставного капитала;

•организаций в зависимости от вида деятель­ности;

•банков и других кредитных учреждений;

•страховых организаций и обществ взаимного страхования;

•товарных и фондовых бирж;

•инвестиционных институтов (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании);

•внебюджетных фондов, источниками образо­вания средств которых являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обяза­тельные отчисления, производимые юридическими и физическими лицами;

•благотворительных и иных (неинвестиционных) фондов, источниками образова­ния средств которых являются добровольные отчис­ления юридических и физических лиц.

Кроме того, начиная с отчета за 1994 г. обяза­тельной ежегодной аудиторской проверке подлежат организации независимо от размеров, если в их ус­тавном капитале имеется доля, принадлежащая ино­странным инвесторам.

Начиная с бухгалтерского отчета за 1995 г. обязательной аудиторской проверке подлежат орга­низации (за исключением находящихся полностью в государственной или муниципальной собственности) при наличии хотя бы одного из следующих финансо­вых показателей их деятельности:

§ объема выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год, превышающего в 500 тыс. раз установленный законодательством Российской Фе­дерации минимальный размер оплаты труда;

§ суммы актива баланса, превышающей на ко­нец отчетного года в 200 тыс. раз установленный за­конодательством Российской Федерации минималь­ный размер оплаты труда.

При этом минимальный размер оплаты труда, если он в течение года менялся несколько раз, при­нимается в среднегодовом исчислении за отчетный год.

Однако эти положения не относятся к эконо­мическим субъектам, которые находятся полностью в государственной или муниципальной собственности. Таким образом, вне сферы аудиторских проверок остается достаточно большой круг бюджетных орга­низаций, а также предприятия государственной и муниципальной собственности.

Наряду с обязательными аудиторскими про­верками могут быть инициативные и целевые про­верки (при подготовке и регистрации проспекта эмиссии, получении банковского кредита или кредита из целевых фондов и т.п.). При этом следует иметь в виду, что аудит - это дорогостоящее мероприятие, финансирование кото­рого часто приходится осуществлять из чистой при­были. Поэтому многие малорентабельные и убыточ­ные предприятия не могут позволить себе проведе­ние инициативных аудиторских проверок. С этим особенно часто приходится сталкиваться, когда рос­сийские предприятия готовят заявки в международ­ные фонды или банки (Европейский банк реконст­рукции и развития, Международный валютный фонд и т.д.), к которым необходимо приложить аудитор­ские заключения международных аудиторских фирм, услуги которых особенно дороги. Часто для подго­товки такого заключения приходится брать специ­альный кредит.

В этой связи многие организации формируют специальные подразделения, которые осуществляют контроль за состоянием бухгалтерского учета, про­водят комплексный анализ хозяйственной и финан­совой деятельности экономического субъекта с це­лью наметить пути наиболее эффективного развития и выявить резервы предприятия и его основных под­разделений. Создание таких подразделений позво­ляет отделить оперативную работу бухгалтерской службы от методологической и стратегической дея­тельности специальных подразделений, которое вы­полняют функцию внутреннего контроля фирмы.

Деятельность таких подразделений часто называют внутренним аудитом, что имеет место даже в про­грамме проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора. Однако вряд ли это верно, хотя в мировой практике такое название встречается. Указанное название противоречит нормативным документам, принятым в России. Так, в Указе Президента Российской Феде­рации от 22 декабря 1993 г. № 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации" и во Вре­менных правилах аудиторской деятельности в Рос­сийской Федерации дано определение аудиторской деятельности: "аудит представляет собой предпри­нимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомст­венных проверок бухгалтерской (финансовой) отчет­ности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказа­нию других аудиторских услуг". Следовательно, внут­ренний контроль не совпадает с наиболее сущест­венными признаками аудита - предпринимательским характером деятельности и независимостью.

В этом месте, мне хотелось - бы сделать небольшое отступление от основной темы настоящей работы и рассмотреть аудиторскую деятельность с точки зрения её сущности: что такое аудит – предпринимательство или юридическая деятельность?

Аудит – предпринимательство или юридическая деятельность?

Существует устойчивый миф о предпринимательском характере аудита, получивший нормативное закрепление во Временных правилах аудиторской деятельности в Российской Федерации (далее - Правила), утвержденных Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации".

Указанными Правилами определено, что "аудиторская деятельность - аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг" (п.3).