Организация учета в розничной торговле

Организация учета в розничной торговле

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ . 4

Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ . 7

1.1. Цели, задачи и основные принципы учета в розничной торговле 7

1.2. Особенности деятельности ООО "Турист" 10

1.3. Основные элементы учетной политики организации 13

1.4. Оценка товаров в ООО "Турист" 18

Глава 2. ДЕЙСТВУЮЩАЯ ПРАКТИКА УЧЕТА В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ . 19

2.1. Документальное оформление и учет движения товаров . 19

2.2. Учет валового дохода и издержек обращения 44

2.3. Автоматизированная обработка информации по учету товаров в розничной торговле 58

Глава 3. АНАЛИЗ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА 63

3.1.Анализ розничного товарооборота в динамике 63

3.2. Факторный анализ и структура розничного товарооборота 69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80

ПРИЛОЖЕНИЯ 84

ВВЕДЕНИЕ

Розничная торговля является важнейшей отраслью хозяйственной деятельности. В сфере розничной торговли заканчивается процесс обращения товаров и они переходят в сферу личного потребления. Розничная торговля - реализация товаров непосредственно населению для личного потребления.

Целью дипломной работы является изучение порядка и особенностей учета товаров в организациях розничной торговли, а также проведение анализа розничного товарооборота на исследуемом предприятии. Розничной торговли Общества с ограниченной ответственностью "Турист". Объектом исследования в ООО "Турист" являются первичные и сводные документы, связанные с учетом движения товаров.

С помощью данных первичного учета, регистров синтетического и аналитического учета отражена особенность учета издержек обращения и валового дохода данной фирмы, а также проанализирован розничный товарооборот. Эти показатели оказывают большое влияние на все количественные и качественные показатели работы предприятия розничной торговли.

В целом данная работа состоит из: введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений к работе.

Остановимся коротко на содержании дипломной работы.

В первой главе дипломной работы отражены основные цели бухгалтерского учета в розничной торговле и какие задачи необходимо решить для достижения этих целей.

Также в данной главе раскрыты основные принципы учета товаров, чтобы решить комплекс бухгалтерских задач, которые ставит перед собой фирма. Для того, чтобы правильно отражать бухгалтерские записи и определить финансовый результат деятельности предприятия, необходимо определиться в оценке товаров, которая фиксируется в учетной политике фирмы, разработанной исходя из специфики работы предприятия. В данной главе показаны особенности деятельности ООО "Турист".

Во второй главе дипломной работы показано документальное оформление поступления товаров, порядок составления и проверка товарных отчетов. Уделено внимание ведению аналитического учета товаров ООО "Турист", регистрам бухгалтерского учета, которые применяются на данном предприятии для учета товаров и учета расчетов с поставщиками. Очень важно в бухгалтерском учете розничной торговли правильно определить валовый доход и издержки обращения за отчетный период, поэтому в работе раскрыта специфика расчета валового дохода и особенности учета издержек обращения. В работе показаны порядок проведения и документационное оформление инвентаризации и отражение в учете ее результатов, а также учет реализации товаров по договору комиссии и учет переоценки товаров.

В третьей главе поставлены задачи анализа товарооборота, а также проанализирован розничный товарооборот ООО "Турист в динамике по периодам, то есть за 1998 - 2000 гг. в целом, по кварталам и по месяцам каждого квартала анализируемых лет. Проведен анализ розничного товарооборота по товарным группам, а также анализ влияния факторов розничного товарооборота за период с 1998 года по 2000 год.

В заключительной части дипломной работы сделаны выводы о состоянии бухгалтерского учета и финансовой деятельности предприятия розничной торговли ООО "Турист" за анализируемый период и сделаны предложения по улучшению ведения бухгалтерского учета в целом по предприятию, что положительно окажет влияние на формирование финансовых результатов.

К данной работе приложен список литературы, который был использован в процессе работы и приложения увязанные с текстом работы.

Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ

1.1. Цели, задачи и основные принципы учета в розничной торговле

Для правильного руководства деятельностью предприятия розничной торговли необходимо располагать полной, точной, объективной, своевременной и достаточно детальной экономической информацией. Это достигается ведением бухгалтерского учета на предприятии.

Основным объектом бухгалтерского учета в розничной торговле являются товары, поэтому бухгалтерия организации розничной торговли обязана обеспечить полный учет поступающих товаров и своевременное отражение в учете операций, связанных с их выбытием.

Главной целью бухгалтерского учета в розничной торговле являются:

· контроль за сохранностью товаров;

· своевременное предоставление руководству организации информации о фактическом валовом доходе, о состоянии товарных запасов и эффективности их использования.

Для достижения этих целей необходимо решить комплекс бухгалтерских задач:

1. обеспечение совместно с другими службами организации розничной торговли материальной ответственности за товары;

2. проверка правильности документального оформления, законности и целесообразности товарных операций, своевременное и правильное отражение их в учете;

3. проверка полноты и своевременности оприходования товаров, правильности и своевременности списания реализованных и отпущенных товаров;

4. обеспечение контроля за соблюдением нормативов товарных запасов, выявления неходовых, залежалых и недоброкачественных товаров;

5. установление контроля за правильным проведением инвентаризации, своевременное и правильное выявление ее результатов;

6. обеспечить контроль за правильной организацией и формированием цен; соблюдение условий франкировки;

7. своевременное и правильное выявления валового дохода.

В основе решения перечисленных задач лежат следующие основные принципы учета товаров:

· единство показателей бухгалтерского учета при реализации товаров предприятий розничной торговли;

· возможность получения оперативной учетной информации о хозяйственной деятельности предприятия (например, за день);

· организация учета в соответствии с разделением материальной ответственности по каждому лицу или бригаде согласно договору о материальной ответственности. Согласно такой организации учета все потери от недостач и хищении лежат на материально-ответственном лице. Если этот принцип нарушен или нет договора о материальной ответственности. Администрация организации не может предъявить обоснованный иск виновным;

· организация выбирает схему учета товаров, которая наиболее подходит для работы данной организации. В ООО "Турист" применяется стоимостная схема учета товаров - фиксируется общий объем товарной массы;

· единство оценки товаров при их оприходовании и списании в расход; если товары были оприходованы по продажным ценам, то списываться они должны по этим же ценам;

· периодическая проверка путем проведения инвентаризаций фактических остатков товаров и сравнение их с данными бухгалтерского учета для проверки обеспечения сохранности ценностей;

· контроль за деятельностью материально ответственных лиц путем встречной сверки (например, все списания со складов ООО "Турист" должны совпадать с оприходованиями этих ценностей в отделе).

Если в организации налажена практическая реализация изложенных признаков, то это создаст условия для эффективного решения задач, стоящие перед бухгалтерским учетом предприятия розничной торговли. Задачи, стоящие перед бухгалтерским учетом товарных операций предприятия розничной торговли, могут быть выполнены только при правильной его организации. Недостатки в организации бухгалтерского учета вызывают отставание учета, запаздывание предоставления отчетности и другой информации. Наличие больших разрывов во времени между моментом возникновения учетно-экономической информации и моментом ее использования препятствует повышению экономической эффективности деятельности торговых предприятий.