Состав, содержание и порядок формирования консолидированной отчетности

Состав, содержание и порядок формирования консолидированной отчетности

Содержание

Введение 3

1. Состав и структура консолидированной отчетности 5

1.1. Факторы, обуславливающие необходимость составления консолидированной отчетности и освобождение от ее составления . 5

1.2. Принципы подготовки консолидированной отчетности 6

1.3. Подготовка отчетности дочерних компаний к составлению консолидированной отчетности 11

2. Процедура консолидирования . 14

2.1. Метод покупки 16

2.2. Метод слияния (поглощения) 20

2.3. Составление консолидированного отчета о прибылях и убытках . 21

2.4. Консолидация деятельности компаний группы в последующие периоды 23

Список использованной литературы . 25

Введение

В результате рыночных преобразований в Российской Федерации прежняя система бухгалтерского учета не смогла полностью отразить новые финансово-хо­зяйственные операции организаций. Потребовались перемены в законодательстве, уточнение концептуальных основ и методологии бухгалтерского учета и отчетно­сти.

До недавнего времени составление консолидированной отчетности в Рос­сийской Федерации регулировалось приказом Минфина в России «О порядке от­ражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие первой части Гражданского кодекса Российской Федерации"»от 28 июля 1995 г. № 81 и Порядком ведения сводных (консолидированных) учета, отчетно­сти и баланса финансово-промышленной группы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 1997 г. № 24.

Оба документа давали лишь начальную информацию о консолидации отчет­ности. В первом речь шла об отношениях между головной (материнской) компа­нией и зависимым (дочерним) предприятием. Во втором предусматривалось со­ставление консолидированной отчетности центральной (головной) компанией, уч­режденной всеми участниками договора о создании ФПГ и уполномоченной на ведение дел ФПГ.

Кроме указанных документов Минфином России был принят приказ «О ме­тодических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтер­ской отчетности» от 30 декабря 1996 г. № 112, отменивший приказ от 28 июля 1995 г. № 81. В приказе Минфина России № 112 конкретизируются положения приказа № 81, дается более точное определение сводной отчетности и определя­ются случаи, в которых она составляется.

Введение в действие этого документа – важный этап в развитии консолиди­рованной отчетности в России. Однако в документе необоснованно уравнены раз­личные по своему содержанию понятия сводной и консолидированной отчетно­сти. Использование этих понятий в качестве синонимов некорректно, поскольку эти формы отчетности различаются не только по назначению, технике составле­ния, кругу пользователей, но и концептуально.

В настоящее время сводная годовая бухгалтерская отчетность составляется по унитарным предприятиям и по акционерным обществам (товариществам), часть акций (долей, вкладов) которых закреплена в федеральной собственности (независимо от размера доли).

Составление сводной годовой бухгалтерской отчетности осуществляется путем построчного суммирования соответствующих данных, отраженных в фор­мах годовой бухгалтерской отчетности организаций и унитарных предприятий.

Кроме того, сводная отчетность составляется внутри одного юридического лица на основании отчетных данных его подразделений и филиалов, выделенных на отдельный баланс, но не являющихся самостоятельными юридическими ли­цами и при наличии дочерних и зависимых обществ.

Консолидированная бухгалтерская отчетность имеет в отличие от сводной иную цель – показать прежде всего инвесторам и другим заинтересованным лицам результаты финансово-хозяйственной деятельности группы взаимосвязанных предприятий, юридически самостоятельных, но фактически являющихся единым хозяйственным организмом. Основная потребность составления консолидирован­ных отчетов – элиминирование отдельных показателей предприятий, входящих в группу, с целью исключения повторного счета в итоговом (консолидированном) отчете группы.

Таким образом, сводная отчетность составляется в рамках одного собст­венника или для статистического обобщения, а консолидированная – несколькими собственниками по совместно контролируемому имуществу.

1. Состав и структура консолидированной отчетности

1.1. Факторы, обуславливающие необходимость составления консолидиро­ванной отчетности и освобождение от ее составления

Составление консолидированной отчетности связано, прежде всего, с круп­ными транснациональными корпорациями (ТНК), чьи акции котируются на фон­довых биржах и операции носят международный характер. Многочисленные мел­кие и средние компании в большинстве случаев освобождаются от необходимости ее составления. Вместе с тем значение консолидированной отчетности выходит за чисто информационные рамки, поскольку имеет вполне конкретных пользовате­лей, — инвесторов и акционеров. Внутрифирменные операции могут создавать нереалистичную картину активности группы компаний, ее продаж, расчетов, запа­сов, финансовых результатов. Консолидированная отчетность представляет более объективную картину операций и финансового положения единой экономической единицы, не заменяя отдельных финансовых отчетов компаний группы, поскольку отражает ее экономические взаимосвязи. Такая отчетность может выполнять функцию контроля для материнской компании и влиять на ее дивидендную поли­тику. В некоторых странах, например в США, консолидированная прибыль явля­ется основой для объявления дивидендов (материнская компания принимает ре­шение о выплате дивидендов по результатам деятельности дочернего предпри­ятия). Несомненно, консолидированная отчетность содержит важную информа­цию для принятия финансовых и управленческих решений.

Если материнская компания удовлетворяет перечисленным выше крите­риям, она обязана составлять консолидированную отчетность. Это относится к каждому дочернему предприятию группы.

Компания, имеющая дочерние предприятия, не составляет консолидирован­ную отчетность, если в свою очередь является дочерним предприятием, а ее мате­ринская компания составляет консолидированную отчетность.

Освобождаются от составления консолидированной отчетности малые и средние компании, если соблюдаются два из трех требований: размеры товаро­оборота, итог баланса и число занятых. Расчет суммы баланса и товарооборота может осуществляться валовым или чистым методами; согласно последнему ис­ключаются внутрифирменные операции.

Консолидированная отчетность не составляется, если:

¨ предполагается временный контроль, поскольку дочернее предприятие приобретено с целью продажи в ближайшем будущем;

¨ дочернее предприятие работает в условиях строгих ограничений, что существенно снижает возможность передачи фондов материнской компании;

¨ дочернее предприятие не является значительным для группы;

¨ несколько взятых вместе предприятий не занимают значительного места в группе;

¨ деятельность дочернего предприятия отличается от деятельности предприятий, входящих в группу (иначе нарушается концепция справедливой и достоверной оценки);

¨ высока стоимость и значительна задержка представления информации и документов, необходимых для консолидации.

1.2. Принципы подготовки консолидированной отчетности

В соответствии с международными стандартами консолидированная отчет­ность должна базироваться на определенных принципах и методах (отвечать оп­ределенным требованиям).

1. Принцип полноты. Все активы, обязательства, расходы будущих перио­дов, доходы будущих периодов консолидированной группы принимаются в пол­ном объеме независимо отдели материнской компании. Доля меньшинства пока­зывается в балансе отдельной статьей под соответствующим заголовком.

2. Принцип собственного капитала. Поскольку материнская компания и до­черние предприятия рассматриваются как единая экономическая единица, собст­венный капитал определяется по балансовой стоимости акций консолидируемых предприятий, а также финансовых результатов деятельности этих предприятий и резервов.