Роль, место и задачи по координации действий территориальных и функциональных органов МЧС

Роль, место и задачи по координации действий территориальных и функциональных органов МЧС

Содержание

I. Введение . 3

II Основная часть . 12

1. Задачи МЧС 12

2. Структура министерства . 14

2.1. Центральный аппарат . 14

2.2 Задачи и функции сил и средств МЧС . 21

III. Заключение . 27

Список литературы . 28

Приложение 29

График 1 29

График 2 29

Таблица 1 30

Таблица 2 30

I. Введение

Анализ чрезвычайных ситуаций, имевших место на территории Российской Федерации в 1998 году, показал, что их количество, несмотря на некоторое снижение по сравнению с 1997 годом, по-прежнему, остается на высоком уровне. Количественные показатели и динамика чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации за период 1993 - 1998 годы приведены в приложении (графики 1 и 2).

Общее количество техногенных ЧС по сравнению с 1997 годом несколько снизилось, что обусловлено в некоторой степени сокращением промышленного производства, закрытием или ликвидацией целого ряда промышленных предприятий, а также сокращением объемов перевозок. Вместе с тем, учитывая ежегодно прогрессирующий износ основных производственных фондов, дальнейшее падение производственной дисциплины, снижение квалификации обслуживающего персонала, неподконтрольность некоторых предприятий и организаций надзорным органам, вряд ли можно ожидать в ближайшие годы дальнейшего заметного снижения количества чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Необходимо также подчеркнуть, что чрезвычайные ситуации техногенного характера зачастую возникают под влиянием целого ряда природных процессов и явлений, которые и определяют степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций. При этом, в последние годы нагрузки на инженерные сооружения, оборудование, инженерные сети и коммуникации от природных воздействий в ряде случаев стали значительно превышать предельно допустимые значения, заложенные в нормативные документы, что заставляет обратить внимание соответствующих министерств, ведомств и организаций на необходимость пересмотра соответствующих нормативных документов.

Таким образом, без принятия действенных мер и при условии сохранения сложной экономической и социальной ситуаций в стране, а также при условии ввода в эксплуатацию изношенных производственных фондов наиболее вероятными являются постепенное выравнивание динамики роста количества чрезвычайных ситуаций и дальнейшее проявление тенденции к его увеличению.

Результаты анализа природных чрезвычайных ситуаций, имевших место на территории Российской Федерации в 1998 году, подтвердили наличие устойчивой тенденции увеличения их количества.

Основными причинами возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера в 1998 году являлись:

· увеличение антропогенного воздействия на окружающую природную среду;

· аномальные изменения некоторых параметров биосферы, атмосферы, гидросферы и литосферы;

· повышенная урбанизация территорий, размещение объектов хозяйственной деятельности и населенных пунктов в зонах потенциальной природной опасности;

· отсутствие или неудовлетворительное состояние сооружений инженерной защиты территорий;

· недостаточные объемы сейсмостойкого строительства и сейсмоукрепления ранее построенных зданий и сооружений;

· свертывание мероприятий, направленных на предупреждение и предотвращение опасных природных явлений (предупреждение градобитий, предупредительный спуск лавин, срабатывание селевых озер, сворачивание и ликвидация станций наблюдения и контроля за опасными природными явлениями и процессами).

Среди чрезвычайных ситуаций природного характера наибольший прирост по сравнению с 1997 годом имеют крупные природные пожары (более, чем в 2 раза).

Научные исследования, проведенные по заказу МЧС России, показали, что тенденция увеличения риска чрезвычайных ситуаций природного характера на территории Российской Федерации в ближайшее десятилетие сохранится. Помимо общемировых причин (освоение новых территорий, повышающее подверженность населения и хозяйства опасным природным явлениям; усложнение технологий, повышающее их чувствительность к опасным воздействиям) это вызвано социальными и экономическими процессами, происходящими в России в последние годы и приведшими в конечном итоге к снижению уровня адекватной защиты и противодействия природным опасностям.

Предпосылки для возникновения чрезвычайных ситуаций при таких условиях будут создаваться не столько годовым ходом развития природных процессов, сколько реальной возможностью регионов обеспечить устойчивость территориально-хозяйственных комплексов в целом и объектов экономики в частности к экстремальным проявлениям природных процессов.

Опасные природные процессы, как источник чрезвычайных ситуаций, могут прогнозироваться с очень небольшой, с точки зрения возможности проведения превентивных мероприятий, заблаговременностью. Тем не менее можно говорить об общих особенностях природного фона 1999 года, на котором будут развиваться события.

В последние годы, в связи с общими тенденциями изменения климата, отмечается потепление почти на всей территории России, за исключением Северного Кавказа и побережья Черного моря, где наблюдается тенденция к похолоданию. При этом наблюдается уменьшение количества осадков, особенно существенное в теплые сезоны. Наиболее четко этот тренд прослеживается в азиатском секторе России, где повышается опасность засух и пожаров в лесных массивах.

В 1999 году на климатический фон будет продолжать оказывать влияние Эль-Ниньо - глобальное циклическое явление, особенно масштабно проявившееся в 1998 году, в связи с чем ожидается увеличение частоты неблагоприятных краткосрочных природных явлений (периодов аномально теплой погоды и заморозков, сильных ветров и снегопадов и т.п.). Ожидается уменьшение повторяемости особо опасных ливневых и длительных дождей, и других особо опасных явлений, связанных с увлажнением. Возможно увеличение, по сравнению с 1998 годом, количества летних осадков в Северо-Западном и Центральном районах России, Поволжье и на Урале. Уменьшение периода изменений погоды - 3-4 дня против обычных 6-7 дней - вызовет определенные трудности в прогнозировании стихийных гидрометеорологических явлений, что скажется на степени оперативности оповещения о них и в большой степени на возможность прогнозирования их последствий.

Особенно актуальным становится вопрос изменений локального климата и локальных погодных условий применительно к городским поселениям, в особенности к крупным городским агломерациям, где независимые от естественных погодных условий факторы трансформируют метеорологические процессы до трудно предсказуемых проявлений. Наиболее яркий пример - ураган в июне 1998 года в Москве. Вероятность аналогичных событий в 1999 году увеличивается.

В целом, исходя из интегральной оценки реакции регионов на стихийные бедствия, наиболее высокий потенциал развития чрезвычайных ситуаций природного характера будет сохраняться в Республике Саха (Якутия), Чукотском автономном округе, Республиках Калмыкия, Северная Осетия, Адыгея, Ингушетия, Карачаево-Черкессия, Чечня, Дагестан, в Приморском крае, Камчатской, Амурской, Сахалинской и Мурманской областях.

Сохраняется повышенная вероятность возникновения сильных землетрясений в некоторых районах России: на юго-восточном окончании Камчатки и Северных Курилах с магнитудой 7,5 ± 0,5 в течение всего 1999 года; на Южных Курилах с магнитудой 7,0± 0,5 в течение конца 1998 и первой половины 1999 года; на Восточном Кавказе и в акватории Каспийского моря в районе г. Дербента с магнитудой 6,0± 0,5 в течение 1999 года.

В последнее время в печати появилась информация о якобы готовящемся российскими специалистами искусственно инициированном сильном землетрясении на Кавказе, которая не соответствует действительности и появилась, очевидно, под влиянием прогноза о возможном сильном землетрясении на Северном Кавказе и оценки сейсмической опасности 9 июля 1999 года, данным Российским экспертным советом по прогнозу землетрясений.

Понятно, что в настоящее время наука не располагает такими технологиями, которые бы позволили заранее максимально точно знать место эпицентра сильного землетрясения и незаметно для окружающих средств контроля разместить и запустить достаточно мощный взрывной или вибрационный источник возбуждения очага землетрясения.