История развития БТР

История развития БТР

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ БРОНЕТРАНСПОРТЕРОВ

1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БТР

1.1 РАСЦВЕТ И ЗАКАТ ПОЛУГУСЕНИЧНЫХ МАШИН

1.2 "УНИВЕРСАЛЫ"

1.3 НЕМЕЦКИЕ И ЯПОНСКИЕ БТР ВРЕМЕН ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

1.4 ПОСЛЕВОЕННЫЕ БТР СОЦСТРАН

1.5 РАЗВИТИЕ АМЕРИКАНСКИХ БРОНЕТРАНСПОРТЕРОВ

1.6 ОСНАЩЕНИЕ БРОНЕТРАНСПОРТЕРАМИ СТРАН НАТО

1.7 БТР ФРАНЦИИ, БЕЛЬГИИ И ДРУГИХ СТРАН

2. ОСНОВНЫЕ КОНСТРУКЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ БТР

2.1 "ДЕМАГ" D7p

2.2 "ГАНОМАГ" HKI 6p

2.3 М-9А1

2.4 Мк4 LVT

2.5 "УНИВЕРСАЛ"

2.6 БТР-40

2.7 БТР-152

2.8 БТР-50ПК

2.9 БТР-60ПБ

2.10 БТР-70

2.11 М113А1

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БТР ИЛИ БМП ?

ПРИЛОЖЕНИЕ

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БТР

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ БРОНЕТРАНСПОРТЕРОВ

История развития бронетехники началась очень давно. Сей-

час даже невозможно точно сказать когда она началась. Сущест-

вовало великое множество различных видов и модификаций броне-

машин, некоторые из которых сейчас уже не выглядят как грозное

оружие, а всего лишь занимают свое историческое место в ряду

развития бронетехники от самых первых попыток человека укрыть-

ся за твердой оболочкой до современных боевых машин пехоты,

бронетранспортеров и танков.

Очень далекими предками современных бронемашин можно счи-

тать турусы. Представим себе громадную, высотой с четырехэтаж-

ный дом деревянную башню, обтянутую звериными шкурами. Соору-

жение медленно приближается к осажденной крепости . В старину

такие башни и называли турусами - от латинского слова "tau-

rus", которое собственно и означает "башня". Впервые осадные

башни были применены древними римлянами. Внутри башни распола-

гался отряд воинов, который был неуязвим для противника. Од-

новременно этот отряд служил "двигателем", потихоньку переме-

щая башню, установленную на колесах. "Туруса" приближалась к

стене осажденной крепости вплотную. Воины по лестницам в сере-

дине башни быстро влезали на ее верх, а оттуда с помощью пере-

кидного мостка перебирались на крепостную стену.

Применялись и другие сооружения на колесах - "фалы",

предназначенные для защиты метательных орудий - баллист и ка-

тапульт.

Еще раньше, за три с половиной тысячи лет до н.э.б древ-

ние ассирийцы и вавилоняне тоже применяли передвижные защитные

сооружения - целые крепости на колесах.

Примечательный проект боевой повозки, вооруженной пушка-

ми, создал гениальный художник и ученый эпохи Возрождения

итальянец Леонардо да Винчи. В 1484 году он писал: "По этому

образцу мы построим закрытые и совершенно неуязвимые колесни-

цы, которые,проникнув в неприятельские линии со своей артилле-

рией, не могут быть уничтожены толпой вооруженных людей, как

бы велика она не была. А позади их может следовать пехота без

особого риска и без всякого багажа". Так называемая "тюдоровс-

кая повозка" применялась в Англии во времена короля Генри-

ха VIII. Это был деревянный длокгауз на колесах и имел два

этажа: в нижнем в специальной упряжке помещались лошади, а в

верхнем - мушкетеры, которые вели огонь через бойницы.

Подвижные защитные повозки, вооруженные огнестрельным

оружием , применялись и в России. В частности, при осаде войс-

ками Ивана Грозного г. Казани в 1552 г. принимала участие под-

вижная 13-м осадная башня на 50 артиллерийских орудий. Она бы-

ла создана по проекту русского военного инженера Ивана Гри-

горьевича Выродкова. Перед штурмом башню собрали из заранее

заготовленных деталей за одну ночь, и она сыграла важную роль

при взятии города.

Подобные повозки более или менее надежно защищали воинов

от оружия противника и сами обладали неплохой огневой мощью.

Но все они имели один общий существенный недостаток: малую

подвижность на поле боя. И не удивительно: "живые двигатели" -

люди или животные не обладали необходимой мощностью и выносли-

востью.

Положение изменилось после того, как была изобретена па-

ровая машина. Тяжелые и неуклюжие паровые самоходы покатили по

дорогам Европы.

В 1885 г. английский инженер Джеймс Коуен покрыл броней

остов парового автомобиля. Броневой корпус имел полусферичес-

кую форму. У основания машины имелись четыре ножа-косы, соеди-

ненных с двигателем. При езде они совершали секущие движения,

угрожая всякому, кто осмелился бы приблизится к броневику

вплотную. Вооружение состояло из восьми малокалиберных пушек.

Имелось также пятьдесят бойниц для стрелков. На в испытаниях

стальная махина ехала со скоростью до 8 км/ч. Но на вооружение

ее не приняли. Броневик оказался непрочным и совершенно не

приспособленным к движению по мало-мальски неровной местности.

Он имел пять колес: четыре колеса были опорными, а пятое слу-

жило для управления.

Для того чтобы бронеавтомобиль в современном понимании

этого слова появился на свет, нужно было изобрести сначала три

вещи. Во-первых, автомобиль как таковой с компактным и доста-

точно мощным двигателем. Во вторых, легкое скорострельное ав-

томатическое оружие. И, в-третьих, тонкую, но прочную броню.

Паровой двигатель XIX в. имел масс недостатков, которые

затрудняли его применение на самодвижущихся экипажах. Это и

большая масса, и необходимость возить с собой немалый запас

топлива, а также воды, и длительное время пуска. Автомобиль

нуждался в другом двигателе - компактном, легком при пуске и

экономичном. Им стал двигатель внутреннего сгорания, работаю-

щий на жидком топливе.

Создание первого такого двигателя связано с именем И.

Костовича. Он разработал проект восьмицилиндрового бензинового

двигателя мощностью 80 л.с. для дирижабля. В 1880 г. проект

Костовича был одобрен, а в 1882 - 1884 гг. двигатель построили

на охтинской судоверфи. Сейчас он хранится в Москве, в музее

авиации и космонавтики имени Жуковского.

Осенью 1885 г. немецкий изобретатель Карл Бенц совершил

пробную поездку на трехколесном автомобиле с одноцилиндровым

бензиновым двигателем мощностью 1.5 л.с., а 29 января 1886 г.

получил на машину патент. В 1885 г. его соотечественник Готлиб

Даймлер поставил двигатель внутреннего сгорания на четырехко-

лесную коляску. Эти машины и принято считать первыми бензино-

выми автомобилями. В 90-е годы производство автомобилей с дви-

гателями внутреннего сгорания было налажено в ряде стран. Их

выпуск с каждым годом возрастал. В 1904 г. во Франции было

построено уже 17100 автомобилей, в Англии - 12600, в Германии

- 2200.

Во второй половине пошлого века конструкторы работают над

созданием автоматического оружия. Идея использовать энергию

пороховых газов не только для выстрела, но и для перезарядки

была заманчивой. Создавались различные проекты автоматических

ружей, пистолетов и даже артиллерийских орудий. Так, в России

в 80-е годы морской офицер С.Валицкий представил проект "лафе-

та для автоматического заряжания орудия", а бывший лесничий Д.

Рудницкий предложил конструкцию автоматической винтовки. Одна-

ко эти предложения, как и многие другие, остались неосущест-

вленными.

Дольше других повезло американскому изобретателю Х.С.

Максиму. В 1883 г. он изобрел пулемет. Это было оружие высокой

огневой мощи. Оно не только автоматизировало заряжание, но и

сделало автоматической саму стрельбу: при нажатии на гашетку

выстрелы следовали один за другим с промежутками в доли секун-

ды. Пулемет получил признание и впоследствии неплохо показал

себя во время англо-бурской войны 1899-1902 гг.

В середине XIX века для защиты боевых кораблей от артил-