Экономика Южной Кореи

Экономика Южной Кореи

Содержание.

1. Краткое описание _3

2. Госсструктуры _3

3. Макроэкономика _3

4. Промышленность _8

5. Иноинвестиции 14

6. Экспорт _22

7. Список литературы _26

1 . Краткое описание.

Республика Корея (Taehan Minguk). Находится на Дальнем Востоке, на Корейском полуострове, южнее 38-й параллели. Территория: 99,2 тыс.кв.км. Население: 45,7 млн.чел. (янв. 1997 г.). Столица: Сеул (Seoul) — 10,3 млн.чел. (янв. 1998 г.). Административное деление: 9 провинций и 2 города: Сеул и Пусан, имеющие статус провинций. Официальный язык: корейский. Денежная единица: вона = 100 чонам. Национальные праздники: 15 авг. — День освобождения Кореи (1945 г.); 3 окт. — День основания государства. Отмечается с 1948 г. в память об основании в 2333 г. до н.э. первого корейского государства Древний Чосон. Дипотношения с СССР установлены 30 сент. 1990 г. В дек. 1991 г. РФ признана правопреемницей СССР.

2.Госструктуры

Республика Корея — парламентская республика. Действует конституция, вступившая в силу 25 фев. 1988 г. 15 авг. 1948 г. Южная Корея была провозглашена республикой.

Глава государства — президент, избираемый населением путем всеобщего прямого и тайного голосования сроком на 5 лет. По конституции 1988 г. президентская власть значительно ограничена.

Законодательную власть осуществляет Национальное собрание в составе 299 членов, из которых 253 избираются населением путем всеобщего прямого и тайного голосования, а 46 назначаются от политических партий пропорционально числу мест, полученных в результате выборов. Срок полномочий Национального собрания — 4 года.

Исполнительную власть осуществляет президент и правительство во главе с премьер-министром.

Глава государства, Президент Республики Корея — Ким Дэ Чжун (Kim Dae Jun). Избран 18 дек. 1997 г. Вступил в должность 25 фев. 1998 г.

3.Макроэкономика

Накапливавшиеся в течение ряда лет кризисные явления в экономике РК в 1997 г. достигли критического уровня. Произошло заметное снижение конкурентоспособности экономики РК, для которой при полной зависимости от импорта энергоносителей и сырья в последние годы стали характерны высокие издержки и чрезмерный рост оплаты труда, завышенные процентные ставки, высокие транспортные расходы, отставание инновационного процесса.

На фоне сократившегося внутреннего спроса рискованная инвестиционная политика крупных финансово-промышленных групп (ФПГ) — «чэболей», пользовавшихся неоправданно льготными кредитами, привела к перепроизводству в ряде отраслей (автомобильная, сталелитейная, химическая), снижению рентабельности производства.

Финансовой кризис перекрыл пути привлечения новых инвалютных средств, вызвал массовое бегство иностранного капитала из РК, рост стоимости кредита (свыше 30%), сокращение валютных резервов до 5 млрд.долл. и, как следствие, обвальное падение обменного курса воны по отношению к доллару почти в 2 раза в ноябре-декабре 1997 г.

Для преодоления кризиса в нояб. 1997 г. РК была вынуждена обратиться к МВФ с просьбой о срочном предоставлении стабилизационных займов. 3 дек. 1997 г. РК и МВФ подписали протокол о намерениях и техническое приложение к нему, определившие условия крупнейшей в истории программы международной помощи РК (57 млрд.долл.). В обмен на финансовую помощь, сформированную за счет средств МВФ (21 млрд.долл.), ВБ (10 млрд.долл.), АзБР (4 млрд.долл.), а также взносов США (10 млрд.долл.), Японии (5 млрд.долл.), Германии, Канады, Великобритании и Австрии, РК согласилась ускорить финансовую реформу, проведение жесткой фискальной политики, максимальное открытие финансового рынка для иностранных инвесторов.

Правительство обязалось принять меры по сокращению в 1998 г. темпов роста экономики до 3% (с возможным незначительным увеличением лишь в 1999 г.), удержанию инфляции в пределах 5% в год, сокращению дефицита платежного баланса по текущим операциям до уровня 1% ВНП на протяжении 1998-99 гг. Было намечено также открытие рынка краткосрочных облигаций, снятие ограничений на приобретение акций, увеличение допустимого уровня иноучастия в южнокорейских компаниях с 26% до 55%, упорядочение системы найма и увольнения рабочих и служащих.

К концу 1997 г. внешняя задолженность страны с учетом займа МВФ превысила 200 млрд.долл. (IV место в мире), произошел обвал фондового рынка (за год общая стоимость акций местных компаний уменьшилась наполовину). ВНП на душу населения в 1997 г. сократился по сравнению с 1996 г. на 11% и составил 9,4 тыс.долл. Индекс потребительских цен увеличился на 4,7-4,9%, при этом некоторые товары (нефтепродукты, газ, раст. масло, сахар, кофе, мука) подорожали на 50-60%. Уровень безработицы возрос до 2,9% (1996 г. — 2%). Объем внешней торговли РК составил около 278 млрд.долл. (1996 г. — 280 млрд.долл.).

Экономический кризис болезненно отразился на социальной сфере: сократилась реальная покупательная способность населения, многие предприятия заморозили или сократили размеры заработной платы, возросла безработица. Государство приостановило строительство ряда общественных объектов, было объявлено о грядущих изменениях в системе пенсионного обеспечения, сокращении размеров социальных субсидий и выплат.

Финансовый кризис в РК во многом способствовал победе на президентских выборах в дек. 1997 г. лидера оппозиции Ким Дэ Чжуна, сумевшего использовать недовольство южнокорейцев экономической политикой правящей партии. В своей экономической стратегии Ким Дэ Чжун делает основной упор на недопущение резкого снижения уровня жизни населения, создание либеральной экономической модели, ориентированной на поддержку малого и среднего бизнеса. Экономическая программа новой южнокорейской администрации предполагает также структурные реформы в промышленности, ускорение либерализации финансового рынка, развитие НИОКР.

Экономический кризис в РК проявившийся в истощении валютных резервов, «бегстве» из страны инокапитала, резком обесценивании нацвалюты и повальном банкротстве южнокорейских компаний, выявил целый ряд «хронических болезней» южнокорейской экономики. Наиболее серьезная из них — чрезмерная концентрация капитала в руках небольшого количества финансово-промышленных групп, которые, пользуясь своим привилегированным положением и влиянием на правительство, проводили бесконтрольную политику в области заимствований и инвестиций. Подобная практика привела к колоссальному росту долговых обязательств и образованию структурных диспропорций в экономике. Не менее значимой проблемой стала внутренняя неподготовленность общества к восприятию политики форсированной «либерализации» и «глобализации». После «открытия» внутреннего рынка многие южнокорейские компании, обремененные краткосрочными долгами и не сумевшие найти свое место в международном интеграционном процессе, пали жертвами циклических изменений мировой конъюнктуры, особенно в период азиатского кризиса. Массовые банкротства фактически парализовали финансовый сектор южнокорейской экономики, дестабилизировали кредитно-денежную систему страны.

Выход из создавшейся кризисной ситуации администрация Ким Дэ Чжуна видит в дальнейшем реформировании южнокорейского общества по западному образцу («параллельное развитие демократии и рыночной экономики»), приближая его экономическую модель к американской и отходя от азиатской. На это были ориентированы и рекомендации стабилизационной программы МФВ, которым правительство РК, хотя и с некоторыми оговорками, следовало на протяжении прошедшего года. В основу этих рекомендаций была положена неоконсервативная модель госрегулирования, предусматривающая, в частности, обеспечение регулирующих функций рынка на основе стимулирования предложения.

Экономическая реформа в РК осуществлялась под патронажем МВФ в несколько этапов. В период с дек. 1997 г. по апр. 1998 г. основной задачей было преодоление кризиса ликвидности за счет привлечения заёмных средств и кредитов. К марту РК получила инокредитов по линии международных организаций на 21,4 млрд.долл. Южнокорейцам удалось также реструктурировать до 90% своих краткосрочных обязательств иностранным кредиторам, которые в феврале достигали 21,8 млрд.долл. Увеличению валютных резервов способствовал и рост положительного сальдо платежного баланса по текущим операциям — до 18,9 млрд.долл. в апр. В результате в период с середины декабря по конец апреля валютные резервы страны увеличились с 3,9 до 30 млрд.долл.