Исаакиевский собор
Исаакиевский собор
Оглавление:
1. История собора
2. 1-я церковь
3. 2-я церковь
4. 3-я церковь
5. 4-я церковь
6. Внешний вид
7. Большой купол Исаакиевского собора
8. Колокольни
9. Колонны
10. Стены собора
11. Интерьер
12. Огюст де Монферран
13. И в завершение…
История собора.
Одним из грандиознейших в мире купольных сооружений и главной доминантой центра города является Исаакиевский собор. Его особые величие и роскошь, выраженные и в размерах здания, и в богатстве каменного убранства, определились тем значением, которое ему предавал дом Романовых: собор посвящен Петру I и назван в честь св. Исаакия Далматского, в день памяти которого родился Петр I. Сменяя друг друга, до нынешнего Исаакиевского собора были возведены три Исаакиевские церкви, все более дорогие.
1-я церковь
При закладке Адмиралтейства против его главного входа на Адмиралтейском лугу, примерно на месте нынешнего фонтана с бюстами выдающихся деятелей России, срубили бревенчатый амбар, в котором изготовлялись чертежи для разных корабельных сооружений. Но вскоре на внутреннем дворе верфи построили новую, более просторную чертежную «камору», а старый амбар перестроили под приходскую церковь, которая была освящена в 1710 году во имя Исаакия Далматского. Это было длинное бревенчатое, с широкими окнами строение, крытое двускатной тесовой крышей. Над алтарем возвышался купол с крестом, а над западной стороной – одноярусная со шпицем колокольня.
2-я церковь
6 августа 1719 года была заложена новая каменная церковь во имя того же святого, строившаяся по проекту архитектора Маттарнови. Она стояла примерно там, где сейчас красуется Медный всадник, только в ту пору Нева в этом месте была шире, а берег низменный болотистый. Церковь в плане имела форму греческого равноконечного креста и завершалась высокой стройной башней с золоченым шпилем; внешне она несколько походила на возводимый в крепости Петропавловский собор, и к тому же на обоих храмах были установлены часы-куранты, доставленные из Амстердама. В 1735 году в шпиль ударила молния, и возник пожар – церковь пришлось восстанавливать чуть ли не заново.
3-я церковь
Вступившая на престол в 1761 году Екатерина 2, особенно чтившая память великого предшественника, сочла, что старинная и обветшалая церковь не гармонирует с архитектурным ансамблем центральной части столицы, и повелела А. Ринальди возвести на новом месте мраморный величественный Исаакиевский собор. Работы начались в 60-х годах 18 века, но велись очень медленно и второпях были закончены лишь при Павле 1. Гранит и другие строительные материалы пошли на возведение Михайловского замка, а недостроенный собор поспешно завершили в кирпиче и с большими искажениями проекта Ринальди. При этом размеры церкви и ее колокольни оказались сильно уменьшенными по сравнению с планом А. Ринальди. Третья Исаакиевская церковь, хотя и облицованная карельскими мраморами, не гармонировала с окружавшими ее постройками и была снесена. Сейчас ее модель экспонируется в отделе истории архитектуры Научно-исследовательского музея Академии художеств.
4-я церковь
Александр 1 решил возвести новый храм, который мог бы «как снаружи, так и внутри по богатству и благородству архитектуры представлять все, что возбуждает удивление в самых великолепных церквях Италии»[1]. Здание предназначалось для главного православного храма России, на его возведение не жалели ни средств, ни сил. Собор строился по проекту архитектора О. Монферрана необычайно долго, в течение 40 лет начиная с 1818 года, вследствие больших технических трудностей.
Этот собор – крупнейшее сооружение середины прошлого столетия и последний храм, воздвигнутый руками крепостных.
В ясные солнечные дни громадный, сверкающий позолотой купол собора виден за десятки километров. Издали, конечно, трудно разглядеть, что вершину слегка удлиненного купола венчает легкая изящная постройка – фонарик с греческим золотым крестом, а у основания купол окружает стройная колоннада.
Может показаться, что сверкающий купол похож на шлем витязя. Да и сам собор-исполин с его нерушимой гранитной мощью ассоциируется с образами русских чудо богатырей из былинного эпоса. Что ж, для русского православного храма такие сравнения были бы не столько уместны, но и желательны, тем более что первопрестольный собор столицы должен был служить символом незыблемости и мощи русского самодержавия и православия.
Строительство Исаакиевского собора совпало с тем периодом в истории Петербурга, когда в архитектуре господствовал классический стиль, что нашло свое отражение и во внешнем облике здания.
Исаакиевский собор, как и большинство православных храмов, пятиглавый, но его центральный купол значительно больше и наряднее, что характерно и для других храмов того времени.
Большой купол Исаакиевского собора по величине стоит на шестом месте среди подобных сооружений современного мира. Вершина его увенчана легкой, изящной постройкой, называемой фонариком, тоже с небольшим золоченым куполком, завершенным крестом.
Нижняя, цилиндрическая часть купола, служащая ему основанием, - барабан, или башня, - снаружи облицована мрамором, частично обшита медью и прорезана двумя рядами окон. На широком кольцеобразном выступе барабана установлены стройные колонны с нарядными базами и капителями. Над колоннадой – балюстрада с фигурами ангелов и архангелов, отлитыми из бронзы. Облаченные в длинные свободные одежды крылатые статуи четко выделяются на светлом фоне барабана, а их причудливые, резко очерченные силуэты четко прорисовываются на бледной голубизне неба. Фигуры, стоящие над колоннами, продолжают их вертикали, что придает всей колоннаде более легкий стройный вид.
Над кровлей собора возвышаются четыре колокольни, четырехгранные, выложенные гранитом, с открытыми звонами и украшенные колоннами, а малые золоченые купола с крестами видны уже издали. Колокольни расположены на массивных выступах стен северного и южного фасадов. Вертикали выступов членят плоскости фасадов, создавая игру светотени, громоздкий, отчего корпус собора выглядит стройнее. Внутри выступов круглые колодцы с каменными винтовыми лестницами для подъема на площадки колоколен.
Среди наружных украшений Исаакиевского собора прежде всего выделяются его колонны из темно-розового гранита-рапакиви. Особенно грандиозные колонны установлены на гранитных массивных стилобатах четырех величественных портиков собора: в северном и южном портиках – по 16 колонн, в восточном и западном – по 8. Колонны венчаются антаблентом, фриз которого высечен также из темно-розового гранита-рапакиви, а к подножию собора от них ведут широкие гранитные ступени. Каждая из 48 колонн имеет высоту 17 м, диаметр 1,85 м и весит 114 тонн. Они входят в число самых гигантских в мире, уступая по размерам только Александровской колонне, возведенной также по проекту О.Монферрана, обелиску св.Петра в Риме и Помпейской колонне. Выше портика, в барабанах куполов, звоницах, а также по бокам окон над городом как бы парят ряды колонн из того же розового гранита.
Всего собор украшают 112 гранитных колонн.
После установки колонн портиков возводились стены собора. Снаружи они облицованы крупными плитами светло-серого рускеальского мрамора. Из такого же мрамора высечены резные портики дверей с многофигурными бронзовыми рельефами. Рускеальский мрамор оказался очень нестойким и стал быстро разрушаться. Поэтому в 1870–1890-х годах, при первой реставрации собора многие плиты рускеальского мрамора были заменены вставками из более однородного бледно-серого итальянского мрамора “бардиллио”, добытого возле Серравеццы.