Транспортная система Украины

Транспортная система Украины

СОДЕРЖАНИЕ

 

Стр.

ВВЕДЕНИЕ

2

КРАТКИЙ АНАЛИЗ РАБОТЫ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ УКРАИНЫ

3

ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА

4

ВЫВОД

10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

12

ПРИЛОЖЕНИЕ

13

ВВЕДЕНИЕ

Уровень развития транспортной системы государства — один из важнейших признаков ее технологического прогресса и цивилизованности. Потребность в высокоразвитой транспортной системе еще более усиливается при интеграции в европейскую и мировую экономику, транспортная система становится базисом для эффективного вхождения Украины в мировое сообщество и занятия в нем места, отвечающего уровню высокоразвитого государства.

Объективные условия трансформационных процессов в развитии Украины обусловливают ее нацеленность на вхождение в мировую экономическую систему и прежде всего — на экономическую интеграцию с ведущими западноевропейскими государствами. Этот процесс, безусловно, приведет к росту товарообменных операций между сотрудничающими странами. Кроме того, геостратегическое расположение Украины позволяет ей быть выгодным мостом для транзитных перевозок товаров и пассажиров между государствами Европы, Азии и Ближнего Востока. Одной из определяющих систем, обеспечивающих грузовые и пассажирские перевозки на территории Украины, является транспортная система, к которой в рыночных условиях предъявляются высокие требования в отношении качества, регулярности и надежности транспортных связей, сохранности грузов и безопасности перевозки пассажиров, сроков и стоимости доставки. В соответствии с этим состояние транспортных коммуникаций Украины должно отвечать требованиям европейской интеграции.

КРАТКИЙ АНАЛИЗ РАБОТЫ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ УКРАИНЫ

В качестве основы для анализа транспортной системы Украины взяты данные Государственного комитета статистики Украины (см. таблицу 1).

Таблица 1

Основные показатели работы транспортной системы Украины*

Показатели

Виды транспорта

железнодорожный

автомобильный

речной

морской

трубопроводный

авиационный

Эксплуатационная длина путей сообщения

(тыс. км)

50,8

172,6

3,2  

43,0  

Среднее расстояние перевозки 1 пассажира**

(км)

110

10

16

67  

1691

Объем перевозок: грузов

(млрд. ткм)

(млн. т)

159,8

293,5

9,3

444,5

5,5

8,6

30,0

10,2

181,3

226,1

0,0

0,0

Объем перевозок: пассажиров

(млрд. пассажиро-км)

(млн. чел.)

54,4

498,7

27,4

2511,6

0,0

2,4

0,1

4,3  

2,5

1,5

Индексы объема отправки (перевозки) грузов (%): 1996/1985**

1997/1996 .

29

99,1

27

108,3

14

110,6

25

79,1

97

92

6

78,7

Индексы объема отправки (перевозки) пассажиров транспортом общего пользования (%):

1996/1985**

1997/1996 .

77

92,6

41

87,3

11

88,8

18

85,5  

15

86,7

По результатам анализа построена серия диаграмм (1, 2, 3, 4)***, иллюстрирующих работу транспортной системы Украины, путем сравнения показателей по различным видам транспорта. А также графики (1, 2)***, отражающие тенденции развития каждого вида транспорта, через изменение объема отправки (перевозки), в данном случае за основу взят 1985 год - объем отправки (перевозки) в этом году принят равным 100%.

• По данным: Статистичний бюлетень за 1997 рiк. Государственный комитет статистики Украины. К., 1998, с. 115.

** По данным: Статистичний щорiчник Украiни за 1996 р. Государственный комитет статистики Украины. К., «Украiнська енциклопедiя», 1997, с. 274, 275, 279, 280, 282, 286.

*** см. приложение

ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА

Железнодорожный транспорт

Железнодорожный транспорт является наиболее развитым в Украине (см. табл.1), по общей длине путей он занимает четвертое место в мире (после США, России и Канады). По грузообороту он выполняет основные объемы перевозок — 40--.60 % (даже в год наибольшего спада— 1997 г.—свыше 40 %), а по пассажирообороту является неоспоримым лидером — на него приходится порядка 50—70 % общего объема перевозок. При большой разветвленности путевой сети, большая половина которой — путевая сеть предприятий и организаций, значительный процент составляют электрифицированные участки (около 40 %), двух- и многопутевые участки (почти треть общей длины).

Железные дороги являются наиболее рентабельным видом транспорта для перевозок вагонных партий грузов навалом - каменного угля, руды, песка, сельскохозяйственной и лесной продукции - на дальние расстояния.

Наряду с этим, железнодорожный транспорт имеет высокую долю изношенности основных фондов (по некоторым их главным видам-— 80— 90 %), преобладающая часть путей смонтирована на деревянных шпалах, из которых 15—17 % непригодны для дальнейшего использования. Значительную часть инфраструктурных объектов железной дороги необходимо признать устаревшими и не отвечающими современным требованиям по выполнению своих основных функций. Прежде всего, это касается железнодорожных вокзалов, станций, гостиниц, средств связи и управления движением поездов. Технико-экономические и эксплуатационные характеристики железной дороги снижаются также из-за того, что ширина колеи отличается от западноевропейской, что особенно отрицательно отражается на заграничных и транзитных перевозках. Это требует содержания на западных границах страны 14 специально оборудованных станций, 11 станций, где осуществляется перегрузка импортных грузов, и 8 пунктов перестановки вагонов на тележки западноевропейской колеи.