Польша
Польша
Географическое положение
Территория Польши простирается от 49o00’ до 54о50’ северной широты и от 14o07’ до 24o08’ восточной долготы.
54,2% территории расположено на высоте до 150 м над уровнем моря 36,9% - от 150 до 300 м н.у.м., 5,7% - от 300 до 500 м н.у.м., 2,9 – от 500 до 1000 м н.у.м.
Общая площадь Польши – 312 658 км2 (по площади занимает 63 место в мире, и 9 в Европе);
Общая протяжённость границ – 3 528 км, из них – 3 054 км сухопутных, и 528 морских. Территория Польши составляет 311 904 кв. км (по другим данным - 312 685 кв. км), территориальные воды - 8 682 кв.км (12-мильная зона). Форма Польши на карте напоминает круг, геометрическая граница которого располагается к юго-западу от Лодзи - 19о07' в.д., 51о55' с.ш.
Границы
Современные границы Польши определились по окончанию 2 мировой войны. Их длина сократилась почти на 2000 км по сравнению с довоенными (1939 г). На 31 декабря 1945 года территория Польши составляла 311,7 тыс. кв.км, а до войны - 208,9 тыс.кв.км. В состав Польши вошли "присоединённые земли" - 100,9 тыс.кв.км. и 1,9 тыс.кв.км. - территория бывшего Вольного города Гданьска. Сегодняшняя территория Польши составляет 312 685 кв.км.,
Общая протяжённость границ составляла в 1947 году 3566 км., из них граница с Германией - 456 км, с Чехословакией - 1292 км, с СССР - 1321 км, остальное - 497 км - морская граница. Сегодня длина границ составляет 3582 км, из них морских - 528 км.
Границы устанавливались в разное время разными способами. Граница с СССР была определена соглашением от 16 августа 1945 года и соглашением 25 марта 1957 года. Второе соглашение определило балтийскую часть границ с СССР. Граница с ГДР была определена на переговорах 6 июля 1950 года, а граница с Чехословакией - на переговорах 13 июня 1958 года.
После политического передела в последних десятилетиях (образования новых государств) польские границы составляют: с Россией (Калининградская область) - 210 км, с Литвой - 103 км, с Белоруссией - 416 км, с Украиной - 529 км, со Словакией - 539 км, с Чехией - 790 км, с Германией - 467 км, длина морских границ - 528 км.
Рельеф Польши разнообразный. На севере, вдоль побережья и в центральной части страны, преобладают низменности. Для побережья Балтийского моря характерны красивые, песчаные и широкие пляжи. На севере и на западе, на Поморском, Великопольском и Мазурском поозерьях, среди живописных холмов и лесов, расположились тысячи озер, самое крупное из которых - Снярдвы площадью около 113 кв.км.
На юге Польша представлена возвышенностями и горными массивами: Судеты с высшей точкой Снежка (1603 м н.у.м.) и Карпаты, центральной частью которых являются Татры - горы альпийского характера, с самой высокой в Польше вершиной - Рысы (2499 м н.у.м.). Польская природа - это также многочисленные лесные массивы, сильно развитая речная сеть, с двумя крупнейшими реками Вислой и Одрой, а также богатый животный и растительный мир.
Политическое и государственное устройство
Власть коммунистов в Польше была установлена в конце Второй мировой войны после ее освобождения от нацистской оккупации Красной Армией. В Люблине в 1944 под покровительством СССР было сформировано Временное правительство, в котором преобладали коммунисты. После окончания войны представители Польской рабочей партии (ППР), Польской социалистической партии (ППС) и Польской крестьянской партии создали правительство национального единства. В 1947 коммунисты распустили эту коалицию и создали государство народной демократии, что нашло отражение в конституции Польской Народной Республики, принятой в июле 1952.
В результате объединения ППР и ППС после войны была создана Польская объединенная рабочая партия (ПОРП), которая сохраняла за собой с 1948 монополию на политическую власть. Поправка 1976 к конституции официально утвердила руководящую роль этой партии.
Несмотря на усиление политического контроля, польское коммунистическое государство столкнулось в послевоенные годы с сильной политической оппозицией. Причинами недовольства были ограничения личной свободы и возможности участвовать в политической жизни, а также низкий уровень жизни. Кроме того, многие поляки были настроены против политики ПОРП, направленной на отделение церкви от государства. Массовые демонстрации и протесты в 1956, а затем в 1970 вынудили власти сменить лидеров и изменить политику на более либеральную. В 1976 Комитет защиты рабочих, состоявший из известных диссидентов-интеллектуалов, стал первой институциональной формой оппозиции. Затем возник независимый самоуправляющийся профсоюз «Солидарность» (зарегистрирован в ноябре 1980, объединил 8 млн. членов), который в 1980–1981 заставил правительство провести ряд либеральных реформ. ПОРП стала терять власть, и в декабре 1981 генерал Войцех Ярузельский, лидер коммунистов и главнокомандующий польской армии, ввел военное положение, поставил «Солидарность» вне закона и интернировал ее лидеров. Военное положение не решило проблем страны. Профсоюз продолжал действовать в подполье и сохранил свое влияние в польском обществе, выступая под лозунгами борьбы с тоталитарной коммунистической системой и коренных демократических и социально-экономических преобразований. В июне 1989 в Польше были проведены первые в странах Восточной Европы свободные парламентские выборы, на которых победила «Солидарность». С 31 декабря 1989 страна стала называться Республика Польша, 29 января 1990 11-й съезд ПОРП принял решение о роспуске партии, а 9 декабря 1990 президентом республики был избран лидер «Солидарности» Лех Валенса. В ноябре 1995 на посту президента его сменил лидер реформированной ПОРП – Союза демократических левых сил – Александр Квасьневский.
Государственные органы власти. По конституции 1952, парламент являлся высшим органом государственной власти. Государственный совет избирался парламентом во главе с председателем, который исполнял также обязанности главы государства. Совет министров, избиравшийся парламентом и подотчетный ему, являлся высшим исполнительным органом. После поправок к конституции в 1989 в эту систему были внесено несколько важных изменений: был создан сенат – высшая палата парламента; упразднен Государственный совет; учрежден пост президента республики; реорганизована судебная система.
Парламент. До конституционных поправок 1989 парламент состоял из одной палаты – сейма, члены которого избирались на 4-летний срок. Сейм был уполномочен разрабатывать и принимать законы, утверждать бюджет и государственный народнохозяйственный план, назначать и снимать министров, избирать Государственный совет и контролировать деятельность других органов государственной власти и управления.
С начала 1950-х годов выдвижение кандидатов на выборах в сейм контролировалось политической организацией, продолжительное время называвшейся Национальным фронтом, в котором господствовали коммунисты. В 1982, после введения военного положения, она получила название «Патриотическое движение за национальное возрождение» и выдвинуло единый список кандидатов от ПОРП, Объединенной крестьянской партии, Демократической партии и независимых кандидатов. В 1980-х годах давление оппозиции заставило польских лидеров увеличить число кандидатов: на выборах 1980 в сейм были выдвинуты 646 кандидатов на 460 мест; на выборах 1985 – 870 кандидатов.
В феврале – апреле 1989 прошли переговоры «круглого стола» между представителями основных политических сил страны. Была учреждена верхняя палата парламента – сенат из 100 членов. Сенат получил право вето на законы, принимаемые сеймом, но вето сената могло быть преодолено двумя третями голосов депутатов сейма. Выборы в июне 1989 завершились убедительной победой «Солидарности»: ее кандидаты получили всю выборную квоту мест (161) в сейме, а в сенате – 99 из 100 мест.
До 1992 в Польше действовала конституция, принятая в эпоху властной монополии ПОРП. В ноябре 1992 президент Лех Валенса подписал Конституционный акт (так называемую Малую конституцию), который предусматривал введение сильной президентской власти. В мае 1997 на референдуме была принята новая конституция. Она явилась плодом компромисса между парламентским большинством, принадлежавшим бывшим коммунистам (Союз демократических левых сил, Польская крестьянская партия), и двумя оппозиционными партиями (Союз свободы, Союз труда). Новая конституция ограничила президентские полномочия, расширила прерогативы Конституционного суда и подтвердила двухпалатный состав парламента. Сейм состоит из 460 депутатов, избираемых на основе пропорционального представительства. Сенат состоит из 100 членов, избираемых большинством голосов в 16 воеводствах на 4-летний период. Выборы назначаются президентом республики. Сейм может быть распущен большинством (двумя третями) голосов его членов или, в некоторых случаях, президентом. Из-за чрезмерной политической раздробленности, которая возникла в результате выборов 1991, cейм принял порог в 5% голосов для парламентского представительства партии (8% – для коалиции). Референдум по особо важным вопросам может быть назначен сеймом (абсолютным большинством голосов) или президентом с согласия сената.