Николай Михайлович Пржевальский (1839-1888)
Николай Михайлович Пржевальский (1839-1888)
Оглавление
1. Биография…………………………………………… 3
2. Пржевальский в Приморье ………………………….6
3. Река Сунгача…………………………………………10
4. Весна на озере Ханка……………………………… 12
5. Заключение………………………………………… 15
6. Литература……………………………………………19
БИОГРАФИЯ
Выдающийся русский путешественник и географ, исследователь центральной Азии, почётный член Петербургской Академии наук и Русского географического общества. Н. М. Пржевальский родился в 1836 году в деревне Кимборово Смоленской губернии в семье отставного армейского капитана. В 1855 году по окончании гимназии в Смоленске поступил добровольцев в армию. В 1836 году окончил Академию Генерального штаба.
С 1867 по 1888 год Пржевальский совершил пять больших экспедиций: по Уссурийскому краю и в Центральную Азию.
Уссурийское путешествие, по словам Пржевальского, явилось для него «первой пробой сил», но и одного этого путешествия было достаточно, чтобы имя Пржевальского осталось в истории науки.
Н. М. Пржевальский не был первым путешественником по Уссурийскому краю, но он по праву может считаться первым
исследователем, давшим всестороннее описание этого края.
Пржевальский охватил своими маршрутами не только районы, посещённые названными путешественниками, но и места, в которых не один исследователь до него не бывал.
Путешествие Пржевальского по Уссурийскому краю отличалось от совершённых до него экспедиций не только направлением маршрутов, но и характером исследований.
Пржевальский первый дал широкое географическое описание Уссурийского края, его природы, растительного и животного мира, климата, а также быта и занятий местных жителей и пришедших сюда поселенцев. Пржевальский отметил характерную особенность природы края – сочетание южных и полярных форм растительности и животного мира, большой интерес для науки составили собранные им коллекции животных, птиц и растений.
Н. М. Пржевальский дорого нам своими научными работами и открытиями, которыми он обогатил мировую географическую науку и человечество. Им были открыты сотни новых видов растений, десятки новых видов животных. Важное внимание в своих работах он уделял населению тех районов, через которые проходила его экспедиция.
Он был не просто путешественник и учёный, он был патриот своего народа, своей Родины.
Все его помыслы, действия и работы были направлены на развитие науки.
(По З. Токареву.)
ПРЖЕВАЛЬСКИЙ В ПРИМОРЬЕ
В своих воспоминаниях Н. М. Пржевальский говорил, что дорог и памятен для каждого человека тот день, в который осуществляются его заветные стремления, когда после долгих препятствий он видит, наконец, достижение цели, давно желанной. И для Н. М. Пржевальского таким незабываемым днем был день 26 мая 1867 года, когда он получил служебную командировку в Уссурийский край и, наскоро запасшись всем необходимым для предстоящего путешествия, выехал из Иркутска по дороге, ведущей к озеру Байкалу и далее через все Забайкалье к Амуру.
Свое путешествие по Уссурийскому краю до Владивостока он совершил по маршруту: Хабаровска, Буссе, озеро Ханка, хребет Сихотэ-Алинь, Новгородская гавань, залив Посьет, пост Раздольный, Владивосток.
Проведя несколько дней в Хабаровске, он направился вверх по Уссури на лодке, гребцов брал каждой станице посменно. В то время гоньба почты и провоз приезжающих составлял повинность казаков, которые поочередно выставляют в каждой станице зимой лошадей, а летом гребцов и лодки. Через 23 дня плаванья по Уссури, проплыв 509 км Пржевальский прибыл в станицу Буссе. В своих воспоминаниях о первом плаванье по Уссури он писал: «Моё плаванье по Уссури от её устья до последней станицы Буссе (509 км) продолжалось 23 дня, и всё это время сильные дожди, шедшие иногда по двое суток без перерыва, служили иногда большой помехой для всякого рода экскурсий. Собранные растения зачастую гибли от сырости, чучела птиц не просыхали, как следует, и портились, а большая вода в Уссури, которая во второй половине июня прибыла сажени на две (4 м) против обыкновенного уровня, затопила все луга, не давая возможности иногда в продолжение целого дня выходить из лодки». Из станицы Буссе по реке Сунгача к озеру Ханка Пржевальский отправился на пароходе. Быстрая и удобная езда на пароходе после утомительного плаванья в лодке казалась необыкновенно приятной, тем более что дожди кончились, наступала хорошая погода, и солнце ярко светило с безоблачного неба. Через 2,5 дня, по выходе из станицы Буссе Пржевальский прибыл к истоку Сунгачи, и передним открылась обширная водная гладь озера Ханка, которая находилось в сильном волнении, так что пришлось ожидать, пока утихнет ветер и можно будет пуститься по широкому водному бассейну на маленьком пароходе.
Весь Август он провёл на берегу озера Ханка, занимаясь переписью крестьян и различными исследованиями. Не смотря на довольно позднее время года, он нашёл в течение того месяца ещё 130 видов цветущих растений.
В начале сентября Пржевальский оставил озеро Ханка и направился к побережью Японского моря. На лодке до устья Раздольной, а дольше в Новогородскую гавань, лежащую в заливе Посьета на самой южной оконечности наших владений; продолжается путешествие на винтовой шхуне «Алеут».
Первоначальный путь Пржевальского из Новогородской гавани
лежал к посту Раздольному на реке Раздольной, а дальше к Владивостоку. Описывая путь от Раздольного до Владивостока он писал: «Совершенно посохшая трава везде уже истребилась пожарами или, как здесь называют, палами, которые весной и осенью нарочно пускаются местными жителями для облегчения охоты за зверями и вообще для уничтожения тех страшных травянистых зарослей, которые успевают вырасти за лето».
По вечер 26 октября Пржевальский прибыл во Владивосток. Там он остановился на короткий отдых, чтобы заменить сильно сбитых лошадей новыми, а другим дать немного оправиться.
На следующий день со знакомым офицером он отправился на охоту в лес. Возле одного из оврагов он увидел бродивших семерых аксисов.
«В первый раз в жизни я так близко видел от себя этих красивых зверей».
Н. М. Пржевальский во время путешествия по Уссурийскому краю не ограничился только описательным материалом, что характерно для путешественников прошлого столетия. Он, прежде всего учёный, географ, обладающий большими знаниями, прошедший хорошую школу.
РЕКА СУНГАЧА
… Быстрая и удобная езда на пароходе после утомительного плаванья в лодке казалась необыкновенно приятной, тем более что дожди кончились, ярко светило солнце с безоблачного неба.
Всё пернатое население реки нисколько не боялось шума парохода, а только удивлялось, откуда могло появиться такое невиданное чудовище. Многочисленные утки и цапли вылетали, чуть ли не из-под самых колёс; бакланы, эти осторожные птицы, подпускали к себе шагов на пятьдесят и уже тогда тяжело поднимались с воды; даже белые китайские журавли, изредка ходившие парами по окрестным болотам, несмотря на пугливость, только пристально смотрели на пароход, испускали несколько раз свой громкий крик, но не улетали прочь.
Раза два-три случилось увидать дикую козу возле самого берега, куда она приходила напиться речной воды или, может быть, полежать в прохладной тени густого тальника, которым
обросли все берега Сунгачи. Увидав пароход, пугливое животное не знало, что делать от удивления и испуга, и стояло неподвижно, как вкопанное; только через несколько минут, когда первый страх проходил, оно пускалось быстро скакать по высокой траве.
Однажды шагах в двухстах показался даже медведь и, поднявшись из травы на задние лапы, начал смотреть на нарушителя спокойствия в его владениях. Однако пущенная мною в него пуля уразумела мишку, что гораздо лучше убраться подобру-поздорову, чем глазеть, хотя на редкую, но не совсем безопасную диковину.
Через два с половиной дня по выходе из станицы Буссе мы прибыли к истоку Сунгачи, и перед нами открылась гладь озера Ханка в сильном волнении. Нам нужно было ожидать, пока утихнет ветер и можно будет спуститься на нашем маленьком пароходе по широкому водному бассейну.