Колумбия
Колумбия
1. История развития Колумбии
Родина великих американских культур находится в тропической полосе побережья Атлантического океана и Карибского моря, а также Тихоокеанского побережья в Эквадоре, поскольку именно тут были обнаружены самые древние остатки кукурузы и керамических изделий.
Прибыв на территорию нынешней Колумбии, испанцы встретились с тем, что рядом с небольшими племенами охотников и земледельцев выделялись две крупные народности с высоким уровнем государственного устройства, говорившие на языке индейцев чибча и имевшие много общих черт. Это были индейцы муиски, проживавшие в высокогорных и умеренных зонах Восточной Кордильеры, и индейцы тайроны в Сьерра-Невада-де-Санта-Марта на севере.
К началу XVI века индейцы муиски имели две основные политические формации - одна с центром поблизости от современного города Богота и другая с центром на месте нынешнего города Тунха. В этих общинах соответственно правили тогда индейские вожди-касики по имени Сипа и Саке.
Сельское хозяйство в этих регионах основывалось на разведении кукурузы и картофеля, а дополнялось выращиванием юкки, фасоли, тыквы, ряда зонтичных овощей и фруктов. Мясо давали морские свинки, утки и олени.
Религиозные обряды совершались в небольших храмовых сооружениях, посвященным небесным светилам - Солнцу и Луне, которые строили на холмах, в пещерах и, прежде всего на лагунах (внутренних водоемах), поскольку индейцы верили в жизнь после смерти. Они проводили такие погребальные церемонии, как мумификация и захоронение в склепах.
Ювелирное искусство, изготовление текстильных изделий и гончарное ремесло свидетельствуют о высоком уровне кустарного промысла этих индейцев, которые добывали уголь, медь и изумруды, а также получали соль из соляных источников и затем обменивали ее на другие товары.
Касиками у индейцев тайронов были так называемые <наомас>, в руках которых находилась политическая и религиозная власть, тогда как община состояла из земледельцев, ремесленников и торговцев.
Жильем им служили дома округлой формы из дерева и соломы, построенные вокруг храмового сооружения или открытого ровного места - площади. Разбросанные поселения были связаны между собой широкой сетью мостов и дорог.
Хозяйство тайронов основывалось на выращивании кукурузы и юкки, кроме того, они собирали фрукты и занимались ловлей рыбы в море. Большое значение имели также выработка ювелирных, керамических изделий и резьба по камню.
Социально-экономическое развитие индейских народностей доколумбова периода было прервано нашествием испанских конкистадоров, которое началось в 1492 году, когда Христофор Колумб доплыл до островов, которые позже стали называть Вест-Индией. Не все индейские племена исчезли с лица родной земли. Еще сохранились некоторые из них, как, например, чолос, эмбераес, буиханас, уитотос, сибундойес, ягуас, тунебос и туканос. Однако живут они совсем в малочисленных и ограниченных по площади общинах, с зыбкой надеждой на будущее. Над ними нависла угроза полного вымирания, несмотря на обширность территории Колумбии.
В период между 1499 и 1550 годами на нынешней территории Колумбии побывали несколько экспедиций конкистадоров, что положило начало эпохи господства Испании в нашей истории.
Сначала, в 1499 году, в поисках жемчуга на Атлантическом побережье, Алонсо де Охеда высадился на мысе Кабо-де-ла-Вела в северной части страны. Вслед за ним, в 1500 году, Родриго де Бастидас ступил на землю и проник к югу страны, где обнаружил устье реки, которую он назвал Магдалена.
Эта эпоха характеризуется стремительными и успешными военными экспедициями испанских конкистадоров, а также желанием испанской короны (монархии) взять под свой контроль приобретенные территории, многие из которых были переданы в собственность предводителям испанских завоевателей в качестве платы за их страдания.
Конкиста была актом насилия, осуществленного над коренными жителями Американского континента, когда испанцы имели преимущество в вооружении, верховых лошадей, собак, что помогло им за короткое время овладеть обширными землями. Вооруженная конкиста сопровождалась проповедью евангелия, которая как бы морально оправдывала жажду наживы и, постепенно нарастая, закрепила полный контроль над коренным населением.
Христофор Колумб, адмирал родом из Генуи, который открыл Америку, назвал Колумбию <главными воротами> Южной Америки, и ее территория должна была играть важную роль в последующих открытиях.
Конкиста сказалась самым негативным образом на коренном населении Колумбии, поскольку оно не только не смогло возвратить утерянное, но и было значительно истреблено. Возникшая в результате этого настоятельная потребность в рабочей силе привела к ввозу сюда в качестве рабов негров из Африки.
Тем самым, из индейцев, негров и белых сложился основной пласт нашего общества, где белокожие испанцы всегда находились во главе власти и держали контроль в своих руках. За ними по социальной лестнице следовали креолы (рожденные в Америке потомки испанцев), метисы (потомки от смешанных браков белых с индейцами), мулаты (потомки от смешенных браков между белыми и неграми), самбос (отбраков негров с индейцами), чистокровные негры и индейцы.
Европейцы, принесшие свою культуру в Америку, и не думали о ее смешении или сосуществовании с другими культурами и лишь хотели поглотить их. Отсюда методичное и систематичное подавление культуры американских аборигенов, что стало неотъемлемой особенностью колонизации.
Испанская корона намеревалась полностью стереть весь культурный мир, существовавший на открытых территориях, и превратить их в придаток Испании. Вот почему на Американском континенте прививали элементы своей политической культуры (например, систему муниципальных советов) и даже по-новому называли подчиненные колонии (к примеру, Новая Гранада - нынешняя Колумбия).
Чтобы выжить, конкистадору пришлось превратиться в колониста (поселенца), однако дух коммерческого предпринимательства эпохи конкисты никогда не пропадал: как для испанской короны, так и для самих колонизаторов обогащение оставалось основанием их нахождения на американских территориях. Разработка полезных ископаемых (золота и серебра), сельское хозяйство и торговля служили устоями для сохранения установленной ими в Колумбии формы правления. Это придало динамику общественному развитию и имело большое значение для администрации в Новой Гранаде - такое название дали испанцы территориям, где сегодня расположены Панама и Колумбия.
В течение длительного времени некоторые индейские племена оказывали успешное сопротивление вторгшимся испанцам. Чернокожие рабы бунтовали и бежали в горы, где сооружали поселки из лачуг. Метисы в основном оставались непокорными и никогда не соблюдали нормы поведения, установленные колонистами. К тому же и большинство колонизаторов воспротивились желанию испанской короны закрепить свой контроль над формами государственного управления. Таковы были в принципе, причины последующих памятных и героических деяний во имя независимости на нашей родине.
На первых порах идеи независимости проявлялись в форме критического отношения к властям, возникшего одновременно в академических кругах города Санта-Фе-де-Богота и в Коммуне взаимопомощи. В 1781 г. произошла так называемая <революция коммунаров> (борцов за независимость), когда преисполненные отваги крестьяне и студенты вместе предъявили первые требования покончить с господством испанской короны. Затем, в 1793 г., Антонио Нариньо, названный <предвестником независимости>, перевел на испанский язык Декларацию прав человека и гражданина, политический манифест Великой французской революции. Наряду с ростом движения ученых, чему невольно способствовала и сама испанская корона, разрешив провести ботаническую экспедицию, публикация этого документа о правах человека подготовила почву для событий, приведших к независимости страны, которая была провозглашена 20 июля 1810 года.
Картахена стала первым городом на Латиноамериканском континенте, где в 1811 году была объявлена полная независимость от испанского господства. Однако ее неопытное и нерешительное правительство продемонстрировало такую степень неспособности управлять своими согражданами, что это дало начало периоду, который известен под названием <Глупая родина>.